Примерный план анализа лирического произведения:
- Название автор стихотворения.
- Кем и когда написано стихотворение.
- Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т.д.).
- Центральная тема. Тематическая направленность (пейзажная, философская, любовная, гражданская лирика).
- Черты художественного направления, к которому относится произведение (романтизм, реализм, символизм и т.д.).
- Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
- Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
- Кто лирический герой, каково его настроение.
- Особенности построения: деление на части, главки, строфы; соединение образов, лейтмотивом.
- Средства поэтического языка: звуковая и ритмическая организация, Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения
- Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания.
- Идея стихотворения.
Другие варианты анализа стихотворения
План анализа стихотворения
Вариант 1
1. Какие чувства
вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как
меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих
изменений?
2. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения?
Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки
картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные
особенности изображения?
3. Каким вы представляете себе лирического героя?
4. В каких словах автор прямо выражает свое отношение к
изображаемому? В чем особенность авторской позиции?
Вариант 2
1. Какое настроение становится для стихотворения
определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да –
благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных
ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта,
когда он берется за перо?
4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по
сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?
5. Звуковой фон стихотворения.
6. Цветовой фон стихотворения.
7. Категория времени в стихотворении (значение прошлого,
настоящего и будущего).
8. Категория пространства.
9. Особенности композиции стихотворения.
10. Жанр стихотворения. Тип лирики.
11. Литературное направление (если можно определить).
12. Значение художественных средств.
13. История создания, год создания, значение этого
стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта
стихотворения, сходные с ним.
План анализа лирического стихотворения.
1. Дата написания с историческим или библиографическим
комментарием.
2. Связь стихотворения с эпохой (если это необходимо для
понимания основной идеи стихотворения).
3. Жанр стихотворения, его жанровое своеобразие
4. Тема и идея (идейное содержание) стихотворения:
5. О каких явлениях жизни говорит поэт?
6. Как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом
описываемым явлениям жизни?
7. Пафос стихотворения.
8. Структура стихотворения:
Комментариев нет :
Отправить комментарий