четверг, 18 января 2024 г.

Подготовка к ЕГЭ русский 11

 Задание 3 : 

Теория для задания 3 ЕГЭ по русскому языку 

Общая схема стилистического анализа текста:

 1. Определяем стиль и жанр текста; 

2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме). 

3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официальноделового стиля – административно-правовые отношения, для газетнопублицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.

 4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.); 

5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);

 6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.

7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др. 8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.


Научный стиль

Это стиль, характерный для научной и учебной сфер деятельности. Используется в учебниках, справочниках, словарях и энциклопедиях. Его цель – передача объективной информации о природе, человеке и обществе, формирование научного мировоззрения. Основные черты:

1) ясность и точность изложения;
2) подчёркнутая логичность, доказательность, обоснованность;
3) бесстрастность, объективность;
4) отсутствие эмоциональных оценок;
5) использование терминов, абстрактной лексики, а также сложных синтаксических конструкций;
6) насыщенность содержания и включение в текст цифровой и графической информации, знаков, схем.

 

Публицистический стиль

Это стиль, характерный для многих текстов, предлагаемых в КИМах ЕГЭ по русскому языку. Это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью, очерков. Его цели – воздействие на общественное мнение и информирование. Основные черты:

1) логичность;
2) образность и эмоциональность;
3) оценочность (автор может прямо выразить своё мнение, дать оценку);
4) общедоступность и призывность (часто можно увидеть фигуры речи: риторические вопросы, восклицания, обращения);
5) точность, обоснованность;
6) общественная важность тематики;
7) заимствование средств и черт других стилей.

 

Литературно-художественный стиль

Это стиль художественной литературы. Его цель – передача информации о мире через художественные образы, эстетическое воздействие на читателя. Основные черты:

1) образность, выразительность (достигается благодаря использованию средств художественной выразительности);
2) часто наличие вымысла;
3) субъективность оценок;
4) использование внелитературных элементов: просторечий, диалектизмов, жаргонных слов – в соответствии с задачей автора;
5) использование слов в переносных значениях;
6) использование средств всех других стилей в соответствии с эстетическим и идейным замыслом автора.

 


Официально-деловой стиль

Это стиль, использующийся в сфере деловых отношений, а также в сфере правовых отношений и управления, которая охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, правительственную деятельность и т.д. Это юридические документы, в том числе тексты законов, нормативно-правовых актов, деловые бумаги: уставы, справки, инструкции, коммерческая корреспонденция, заявления, протоколы. Цель – передача информации (предписание, извещение, констатация) и формирование правового сознания. Основные черты:

1) стереотипность, стандартизированность изложения, в том числе наличие определённой формы;
2) точность изложения и использование канцелярских штампов;
3) неэмоциональность;
4) выражение долженствования;
5) частое употребление отглагольных существительных и производных предлогов.

Разговорный стиль

Стиль повседневного неофициального общения. Цель – обмен мнениями, впечатлениями, новой информацией. Основные черты:

1) непринуждённость и эмоциональность;
2) использование разговорной лексики и фразеологии, сленга, жаргонизмов;
3) оценочность;
4) использование неполных предложений, междометий, вводных слов, обращений;
5) диалогическая устная форма.


Комментариев нет :

Отправить комментарий