Пишем сочинение, сдаём на той неделе.
* Василий Иванович Белов (родился в 1932 году), один из выдающихся русских писателей современности. Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества — интерес к жизни современного человека, к его духовному миру.
(1)С
чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты
называют неброской, неяркой и скромной. (2)Между тем нигде по
стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и
многозвучных красок, как на Севере России.
(3)Красота
этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов,
сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и
реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она
обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг
друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою
буквально в считаные секунды, не говоря уже о переменах,
связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из
густо-синего моментально может преобразиться в
серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному
ветерку. (6)Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая
трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления
ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи,
новолуние и полнолуние, тепло и холод. (8)Бесчисленная смена
состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на
пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков,
а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору
белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно
безветренную нехолодную ночь. (9)Вспомним короткие, почти
чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной
графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и
постройки. (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что
говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! (11)У
человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых
состояний закатного или утреннего неба. (12)Сказать, что заря
алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не
сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии
горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы
между зарёй и небом не существует. (13)А каким цветом назовёшь ярко
слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени
голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно
плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце рождает
такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему
тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом
весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва
заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть
голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с
сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой
салатной окраской осинок. (16)Такое предвесеннее состояние
ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега,
древесной плоти, сена, печного дыма.
(17)А
сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с
гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность!
(18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не
скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски
безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски леса, и
цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то
голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в
тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.
(21)Надо
быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то
отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся
картин мира.
(По В. Белову*)
* Василий Иванович Белов (родился в 1932 году), один из выдающихся русских писателей современности. Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества — интерес к жизни современного человека, к его духовному миру.
Комментариев нет :
Отправить комментарий