Тест
(1)Искусство, как и наука, изучает окружающий мир. (2)<...>, в отличие от учёного, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение и душевное состояние. (3)И в художественном произведении, в отличие от научного сочинения, каждый человек видит что-то своё, становится соавтором.
2. Задание 2 № 8430. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Однако
Например
Иными словами
Во-первых
Даже
3. Задание 3 № 8431. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СОЧИНЕНИЕ, -я, ср.
4. Задание 4 № 6825. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
снялА
слИвовый
мЕстностей
щелкАть
пЕтля
5. Задание 5 № 5480. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На прогулку Катя НАДЕЛА тёплую шапку.
Нужны сведения о НАЛИЧИИ в фондах библиотеки новых поступлений.
Многие женщины посмотрели на новую гостью с завистью и НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ.
Из радиоприёмника доносился НЕМУДРЁНЫЙ, однообразный мотивчик.
Лаборант произвёл очень точный, практически МИКРОСКОПИЧНЫЙ анализ.
6. Задание 6 № 5481. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СОТРЁТ с ДОСКИ
дорогим ШАМПУНЕМ
в ТРЁХСТАХ метрах
пара САПОГОВ
КРАСИВЕЕ
7. Задание 7 № 7875. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
8. Задание 8 № 2525. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
стаб..лизация
пров.. кация
несг...раемый
пол..гать
зам..реть (от неожиданности)
9. Задание 9 № 889. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..увеличивать, пр..одолеть;
бе..дарно, бе..пристрастный;
о..далённый, на..треснутый;
из..мать, дез..нформация;
в..площение, нен..глядный.
10. Задание 10 № 4992. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И?
буш..вать
подп..вать
выкорч..вывать
разглаж..вающий
ландыш..вый
11. Задание 11 № 6957. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
пока..тся (они)
ла..щая
увид..т (они)
бор..тся (они)
бре..тся (они)
12. Задание 12 № 549. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
13. Задание 13 № 1273. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
14. Задание 14 № 1343. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
15. Задание 15 № 630. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
16. Задание 16 № 9336. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
17. Задание 17 № 3944. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
18. Задание 18 № 1317. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.
19. Задание 19 № 900. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Цифры укажите в порядке возрастания.
В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
20. Задание 20 № 180. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.
21. Задание 21 № 181. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
22. Задание 22 № 182. Из предложения 7 выпишите термин.
23. Задание 23 № 189. Среди предложений 1—5 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью лексического повтора, определительного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.
24. Задание 24 № 190. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Посвящая текст проблеме создания пейзажа и ландшафта страны, В. Солоухин уже в первом предложении, используя такой прием, как (А)_____ , сравнивает работу художника над пейзажной картиной с созданием ландшафта целым народом. Этот же приём повторяется в шестом предложении. Используя многочисленные (Б)_____ (предложения 4, 7, 14, 17), автор старается точнее описать то или иное явление. Ключ к пониманию проблемы,поставленной автором, находится в предложениях 7—12. (В)_____ («душа спит, она мертва») в 7-м предложении заставляет читателя по-новому взглянуть на привычные вещи. Текст проникнут авторским пониманием проблемы. Неравнодушное отношение к тому, о чём пишет автор, постоянно подчёркивает точно выверенная лексика, например, «опрятность, прибранность, одухотворённость», а также (Г)_____ («конечно», «в первую очередь»)».
1. Задание 1 № 8429. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
(1)Искусство, как и наука, изучает окружающий мир. (2)<...>, в отличие от учёного, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение и душевное состояние. (3)И в художественном произведении, в отличие от научного сочинения, каждый человек видит что-то своё, становится соавтором.
1) Только художник способен познавать окружающий мир, при этом передавая и выражая своё мироощущение и душевное состояние, оставляя в художественном произведении что-то неразгаданное.
2) Наука и искусство во многом похожи, они требуют от человека восприятия окружающего мира.
3) В отличие от автора научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира, автор художественного произведения передаёт своё мироощущение и душевное состояние, и поэтому каждый человек видит в художественном образе что-то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.
4) Каждая эпоха и каждый человек по-своему воспринимают произведения искусства, ведь только художник способен открыть и исследовать объективные законы природы, не зависящие от его воли.
5) Художественное произведение, которое передаёт мироощущение и душевное состояние автора, отличается от научного сочинения, открывающего объективные законы окружающего мира; в художественном образе каждый человек видит что- то своё, что делает процесс восприятия произведения процессом сотворчества.
Однако
Например
Иными словами
Во-первых
Даже
СОЧИНЕНИЕ, -я, ср.
1) То, что сочинено, художественное, научное произведение. Собрание сочинений Маяковского. Музыкальное с.
2) Вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. Классное с. Домашнее с.
3) В грамматике: соединение нескольких словоформ или простых предложений по способу сочинительной связи. С. и подчинение предложений.
снялА
слИвовый
мЕстностей
щелкАть
пЕтля
На прогулку Катя НАДЕЛА тёплую шапку.
Нужны сведения о НАЛИЧИИ в фондах библиотеки новых поступлений.
Многие женщины посмотрели на новую гостью с завистью и НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ.
Из радиоприёмника доносился НЕМУДРЁНЫЙ, однообразный мотивчик.
Лаборант произвёл очень точный, практически МИКРОСКОПИЧНЫЙ анализ.
СОТРЁТ с ДОСКИ
дорогим ШАМПУНЕМ
в ТРЁХСТАХ метрах
пара САПОГОВ
КРАСИВЕЕ
А) Уделяя особое внимание медицинскому обеспечению,уменьшилось количество простудных заболеваний среди пехотинцев. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Двулетние растения в первый год своей жизни не только цветут, а накапливают питательные вещества в корнях. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) В основе сюжета пьесы «Власти тьмы» — история нравственного падения и последующего покаянияслабовольного крестьянина. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Газета «Труд» опубликовал сенсационную статью. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) В вашем докладе отражены волнующие проблемы генетиков всего мира. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложений с косвенной речью |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
стаб..лизация
пров.. кация
несг...раемый
пол..гать
зам..реть (от неожиданности)
пр..увеличивать, пр..одолеть;
бе..дарно, бе..пристрастный;
о..далённый, на..треснутый;
из..мать, дез..нформация;
в..площение, нен..глядный.
буш..вать
подп..вать
выкорч..вывать
разглаж..вающий
ландыш..вый
пока..тся (они)
ла..щая
увид..т (они)
бор..тся (они)
бре..тся (они)
Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.
Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.
Тянулась глубокая осень, уже (не)сырая и дождливая, а сухая, ветреная.
Никого кругом (не)было.
Листва висит (не)шелохнувшись.
(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.
Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.
Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.
ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.
Как сделать так, ЧТО(БЫ) он заговорил (ПО)РУССКИ.
В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
Старички принялись обсуждать последние события (1) значительно поджимая губы (2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.
Звуковая организация стиха (1) разумеется (2) всегда была фактором смысловым, оказывающим сильнейшее воздействие на значение слов. Особенно (3) очевидно (4) это в стихах Бальмонта.
В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.
В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Внешний вид страны, лицо страны должны быть предметом заботы государства.
2) Пейзаж, ландшафт страны совершенно не зависят от представления человека о красоте.
3) Хозяйственная деятельность человека во многом определяет ландшафт и пейзаж страны.
4) Ландшафт страны многое рассказывает об отношении общества к человеку, природе.
5) Необходимо создать ведомство по охране внешнего вида земли.
(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.
(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. (4)Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... (5)Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.
(6)Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.
(7)Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. (8)Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. (9)Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. (10)Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? (11)Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? (12)Каково будет лицо страны?
(13)Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... (14)Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? (15)Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.
(16)Ландшафт во всей его сложности и совокупности — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. (17)3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.
(По В. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 1—4 представлено рассуждение и описание.
2) В предложениях 6—8 представлено повествование.
3) Предложения 8—10 содержат элементы рассуждения.
4) Предложение 17 содержит объяснение высказанного в предложении 16 суждения.
5) В предложениях 13-14 содержится описание.
«Посвящая текст проблеме создания пейзажа и ландшафта страны, В. Солоухин уже в первом предложении, используя такой прием, как (А)_____ , сравнивает работу художника над пейзажной картиной с созданием ландшафта целым народом. Этот же приём повторяется в шестом предложении. Используя многочисленные (Б)_____ (предложения 4, 7, 14, 17), автор старается точнее описать то или иное явление. Ключ к пониманию проблемы,поставленной автором, находится в предложениях 7—12. (В)_____ («душа спит, она мертва») в 7-м предложении заставляет читателя по-новому взглянуть на привычные вещи. Текст проникнут авторским пониманием проблемы. Неравнодушное отношение к тому, о чём пишет автор, постоянно подчёркивает точно выверенная лексика, например, «опрятность, прибранность, одухотворённость», а также (Г)_____ («конечно», «в первую очередь»)».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) контекстные антонимы
4) ряды однородных членов
5) олицетворение
6) сопоставление
7) вводные слова и конструкции
8) просторечная лексика
9) риторическое обращение
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Комментариев нет :
Отправить комментарий