среда, 8 ноября 2017 г.

Искусство 8

Музыкальный портрет.

Интересно сопоставить особеннос­ти воссоздания облика человека в ли­тературе, изобразительном искусстве, музыке.
В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интона­ции спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она разверты­вается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состоя­ний, переживаний человека со всеми их изменениями.
Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями рас­ширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, вопло­щая различные его состояния, харак­тер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.
Персонаж, лирический герой, рас­сказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном про­изведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержа­ния программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов­торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.
Персонаж, лирический герой, рас­сказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном про­изведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержа­ния программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.
Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов­торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу... Можно написать целую книгу о женс­ких образах в инструментальной му­зыке Моцарта» (В. Медушевский).
  • Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увиде­ли » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?
► Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбив­шихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характерис­тику.

Александр Невский

Князь Александр Невский (1220­1263) родился в городе. Переяславле- Залесском. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгоро­де. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником - шведами, за что народ прозвал его Александром Невским. В 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Алексан­дра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», которая была написана в 80-е годы XIII в., ког­да началось его почитание как свято­го, сказано:
«Александр... вошел в церковь святой Софии, и начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и зем­лю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ. Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне". Князь, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: "Не в силе Бог, но в правде". В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и пла­тил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очеред­ной поездки в Орду, князь тяжело за­болел и вскоре умер. В народе говори­ли, что он был отравлен. Похоронили князя во Владимире. В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт- Петербург и захоронены в Александро- Невской Лавре. Тогда же был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны (1941­1945) этот орден вновь стал боевой наградой. День почитания Святого Благоверного князя Александра Невского - 6 декабря. Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Его образ запечатлен в раз­личных произведениях искусства - литературе, музыке, живописи, скуль­птуре, кино.
    Интернет-конкурс «Имя России – 2008».
  • Рассмотрите картины, памятник, икону, изображение Александро-Невской лавры, посвящен­ные Александру Невскому — святому земли русской. Что это за человек? Каким он предстает перед нами? Какими чертами характера наделен?
  • Какой должна быть музыка, рисующая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека? Аргументируйте свое мнение.
  • Послушайте фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»», посмотрите эпи­зоды из одноименного фильма С. Эйзенштейна Какими средствами режиссеру и композитору удалось вызвать у нас представление о характере, внешнем облике главного героя?

Портерт композитора в литературе и кино

Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его пись­ма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.
«Вселенная Моцарта» так называет­ся одна из книг о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756— 1799), австрийского композитора, авто­ра бессмертных музыкальных сочине­ний — Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема». Почему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? Видимо, потому, что в ней разнообраз­но и глубоко раскрываются различ­ные явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безоб­разное. Контрасты образов, ситуаций составляют главную движущую силу…
  • Послушайте фрагменты знакомых вам сочинений Моцарта.
  • Какие чувства, выраженные в музыке Моцарта, созвучны чувствам современного слушателя?
  • Послушайте современную обработку одного из сочинений Моцарта. Почему известные ис­полнители обращаются к творческой интерпретации музыки Моцарта?
  • Прочитайте литературные произведения, в которых нарисован образ-портрет композитора (отрывки из романа Д. Вейса «Возвышенноеи земное», стихотворения Л. Болеславского, В. Бокова и др.).
Художественно-творческое задание
► Представьте себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля, напишите короткие ком­ментарии к этим сочинениям, подберите зрительный и литературный материал.
…его музыки, которая помогает слуша­телям понять его жизненное кредо: «На любимой земле несравненно пре­красна жизнь!»
Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композито­ра, находящегося в расцвете творчес­ких сил. Одно из них — отравление Моцарта его современником, признан­ным в обществе придворным компози­торомАнтонио Сальери (1750 —1825), легло в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», опе­ры Н. Римского-Корсакова, современ­ных кинофильмов и драматических спектаклей.
Иную трактовку взаимоотношений двух композиторов дает зрителям кинорежиссер М. Форман — созда­тель фильма «Амадей», удостоенного пяти премий «Оскар» Американской киноакадемии: обезумевший старик Сальери, которого спасают после по­пытки самоубийства, на исповеди рассказывает священнику о своих чувствах и переживаниях, которые он испытывал, наблюдая за расцветом таланта Моцарта. В заключительной части фильма запечатлены моменты постановки оперы «Волшебная флей­та» и создания «Реквиема».
  • Прочитайте маленькую трагедию «Моцарт и Сальери» А. Пушкина. Рассмотрите иллюстра­ции М. Врубеля. Посмотрите фрагменты филь­ма «Амадей». Какие особенности характеров Моцарта и Сальери раскрывают перед вами эти произведения?
  • Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате знакомс­тва с произведениями искусства?

Комментариев нет :

Отправить комментарий