вторник, 23 января 2018 г.

Искусство 8 класс

Заучить сообщение.
Подготовить сообщения ( письменно):
  1. Жизнь и деяния иконописца Андрея Рублёва .
  2. Соборы, храмы и церкви «Святая Троица» в мире.
  3. Историческая миссия Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
( Одно из заданий по выбору:можно в форме бюллетеня, мини -газеты, выставки иллюстраций).
Художественное послание предков

Мифы(греч. mthos— сказание) — это устные предания о богах, духах, геро­ях. Миф повествовал о происхождении Вселенной и человека, о зарождении жиз­ни и смерти, выполнял функции религии, идеологии, философии, истории, науки.
Произведения декоративно-прикладного искусства с древних времен рассказывают о представлениях людей о строении мира и своем месте в нем. Тогда в сознании че­ловека соединялисьмиф — изображение — ритуал,т. е. слово —изображение — дейс­твие.Создание и использование изображе­ния представляли собой действие, которое объединяло в себе миф и ритуал. При этом большую роль играло повторение элементов, которое позже проявилось в традиционном искусстве всех народов мира.

Мир человека замыкался внутри окружаю­щего его земного пространства и насущных жизненных проблем. Сложные понятия, свя­занные с охотой, в эпоху палеолита обознача­лись простыми знаками-символами. Так древ­нейшие люди выражали свое видение карти­ны мира, сложившейся в их сознании.
Обряды позволяли древним людям в иг­ровой форме проживать ситуации, с ко­торыми любой из них мог столкнуться в действительности. Это своего рода образцы поведения, выраженные в художественной форме. Участники обряда, ритуала, осваивая различные роли, учились творчески воспри­нимать мир.
Музыкальное искусство имеет несколько источников.
Фольклор— буквально «народная муд­рость» — образная модель мира, отража­ющая богатство духовной жизни народа. Самые ранние обрядовые песни рождались из действия, ритма движений, из возгласов, интонаций речи. Инструментальные формы возникали из музицирования, основанного на свойствах самого инструмента, в сочета­нии с характерными для народа песенными интонациями.
Церковное искусство христиан, напевы, на которых строился круг церковных обря­дов, были сочинены как «Богом внушенное пение», а иконы, фрески, сама служба, не мыслимая вне храмового синтеза искусств, создавала определенную дистанцию между земным и небесным: привычным, обыден­ным, чувственным и идеальным, высоким, духовным. Все дальнейшее развитие искусства в Европе в течение второго тысячелетия шло как сближение духовного и светского, профессионального и народного. В результате этого взаимодействия воз­никло богатейшее классическое ис­кусство, которое не только не исчер­пало себя, но и научилось отражать действительность во всем ее много­образии. Искусство — накопленный человечеством духовный опыт поко­лений — людьми XXI в. воспринима­ется как часть жизни. Вот почему в произведениях разных искусств так много цитат, перекличек, подража­ний созданному ранее. Идет живой диалог современного искусства с тем, которое уже стало общечеловеческой ценностью.
Ритуал— действия, совершаемые жре­цом, знахарями, представителями цер­кви, хозяином или хозяйкой дома, в частности: ритуал посвящения в воины, похоронный ритуал, религиозные риту­алы причащения, освящения жилища, магические ритуалы. Все ритуалы стро­го сохраняют порядок произношения текста и порядок действий.
Обряд— развернутое символическое действие, в отличие от ритуала, имеет более сложный сценарий, например об­ряд крещения. В основном обряды пос­вящаются временам года, хозяйственной деятельности
В народном обряде нет ничего офици­ального: в нем все идет от игрового тра­диционного действия, то есть от самой жизни. Обряд может сопровождаться песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией.
• Рассмотрите изображения Снегурочки на репродукциях с картин И. Билибина, В. Васнецова и др. Послушайте, как воплощен образ Снегурочки в музыке Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Какие черты этого образа заимствованы из языческих верований и обрядов?
Художественно-творческое задание
Разработайте сценарий одного из народных праздников: осенины, Рождество Христово, Масленица и др. Перечислите те знаки-символы, которые будут раскрывать смысл, содержание каждого из них.


Разговор с современником

Художник, композитор, писатель создают свои про­изведения в надежде на то, что они будут интересны людям. История искусств знает много примеров об­ращения художника к современникам и потомкам со страстным призывом к благоразумию, добру, справед­ливости.
Великий русский иконописецАндрей Рублев(около 1340/1350 — 1430) оставил людям замечательную ико­ну «Троица», слава о которой гремит по всему миру.
Эта икона была написана Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в память о ее ве­ликом основателе Сергии Радонежском и в похва­лу своему учителю. Именно признательность этому святому, удивительно цельному и преданному сво­им идеалам человеку, заставила художника продол­жить в искусстве дело жизни преподобного Сергия — борьбу за единение Руси, которую подвижник вел мирным средством — убеждением. В то жестокое вре­мя Сергий Радонежский с помощью слова, иносказа­ния, притчи затрагивал самые сокровенные чувства людей, примирял враждующих между собой князей, объединял их, предрекал победу над общим врагом. Его любили и почитали в народе.
На иконе изображены три ангела, пришедшие, со­гласно ветхозаветному преданию, к старцу Аврааму и его жене Сарре сообщить им о том, что у них родит­ся долгожданный сын. Авраам гостеприимно усадил юношей за стол под знаменитым Мамврийским дубом и приготовил им угощение — тельца, голова которого символически лежит в чаше посредине стола, напоми­нающего своей формой древний жертвенник.
В центре композиции — Бог Сын, печальнобла­гословляющий чашу и глядящий так, словно видит в ней, как в зеркале, свое отражение. Бог Отец и Бог Дух Святой тихо и сосредоточенно наблюдают эту сцену. Круговая композиция объединяет фигуры. И это гово­рит о том, что, как ни тяжела жертва, которую должен принести Иисус Христос, они идут на нее ради вели­кой цели — спасения людей. Так Андрей Рублев с по­мощью иносказания призывает князей объединиться ради великой цели — свободы Родины.
Религиозный праздник Святой Троицы — праздник торжества победы Бога над злом — обращен к будуще­му. Бог указывал человеку свой замысел о нем, о его пути.
Весна, лето, вечный природный круг соединились в этом празднике как знак и символ не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и запове­данного ему совершенствования.
  1. Какое символическое значение имеет композиция иконы, ее колорит, ритмическое построе­ние, характер линий? Какой знак дает понять, что эти ангелы — странники?
  2. Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублевым ико­ны «Троица»?
  3. В чем заключается историческая миссия Дмитрия Донского и Сергия Радонежского?
  4. Какие музыкальные произведения созвучны образному строю иконы Андрея Рублева?
  5. Какие знаки-символы раскрывают смысл праздника Троицы?
  6. Посмотрите фрагменты кинофильма «Андрей Рублев». Как трактует режиссер А. Тарковский символы слияния металла и огня, небесного и земного?
Как вы понимаете смысл высказывания режиссера А. Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. В этом и заклю­чается высшее предназначение художника».

Комментариев нет :

Отправить комментарий