четверг, 8 февраля 2018 г.

Искусство 8 а, б

Абстракционизм в искусстве.
Звучащий цвет и зримый звук 
     «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» -  так считал художник Василий Васильевич Кандинский (1866-1944). Он был одним из представителей абстракционизма( от лат. Abstraction – удаление , отвлечение) – направление в изобразительном искусстве XX в. Для этого направления характерны отказ от изображения реальных предметов, их формы; беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости и пр.); эксперименты с цветом; отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах. Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что призвал «уступить инициативу формам, краскам, цвету».

 
 Изучая воздействие цвета на человека, В.Кандинский описал свойства красок – главного материала живописи, характеризующегося тремя признаками: цвет, тон и интенсивность, которые играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. В музыке такое же значение имеют тембры музыкальных инструментов.
     Жёлтый и синий цвета вызывают иллюзию движения. Но, например, два круга одинаковой величины  - жёлтый и синий – воспринимаются по-разному: «жёлтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение ( подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека. Первый круг как бы пронзает глаза, в то время, как во второй круг глаз как бы погружается» (В.Кандинский). Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в жёлтую краску, получатся разные оттенки зелёного цвета. Кандинский считал, что смешение жёлтого и синего тормозит движение до полного его уничтожения; зелёный цвет – это цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нём потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.
Кандинский по впечатлению движения устанавливал «духовное действие красок». Так,  очень интенсивный жёлтый цвет в какой-нибудь геометрической форме «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия, которое действует назойливо на душу».
Кандинский считал, что «цвет является средством , которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
     По своему эмоциональному воздействию цвета делятся на тёплые и холодные, светлые и тёмные. К тёплым относятся цвета солнца, огня, земли: жёлтый, оранжевый , красный, коричневый и т.д. Они согревают, радуют. Эти цветовые эффекты сегодня широко используются в дизайне и рекламе.
     «Теплота или холод краски есть…склонность  жёлтому или синему, - пишет художник, - причём при тёплой краске  движение на горизонтальной плоскости направлено к зрителю, стремится к нему, а при  холодной краске – удаляется от него».
     У Кандинского много композиций , в которых он стремился передать своё музыкальное восприятие цвета. Это «Увертюра. Фиолетовый клин», «Контрастные звуки», «Чёрный аккомпанемент» и даже сценическая композиция  «Жёлтый звук», работа над которой велась совместно с композитором и танцовщиком.
Абстракционизм — одно из самых сложных и противоречивых течений, возникших в мировом искусстве в начале XX века, в котором отказ от изображения форм реального мира заменяется «беспредметными» сочетаниями цветовых пятен или геометрических элементов и линий. Существует великое множество вариантов абстрактного искусства — геометрическая абстракция, лирическая абстракция, лучизм, супрематизм, абстрактный экспрессионизм, ташизм, информиель… Но в любом своем проявлении этот стиль, как никакой другой, направлен на выражение индивидуальности художника, его творческого «я».
Официально годом рождения абстрактного искусства считается 1910-й — год, когда на свет появились первые беспредметные рисунки Василия Кандинского. Однако абстрактные мотивы периодически появлялись в произведениях искусства и гораздо раньше.
«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает технически так, как возникает космос, — он проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра… Создание произведения есть мироздание» — так Кандинский определил для себя рождение новой картины
И в самом деле, на его полотнах перед нами предстают грандиозные сцены, сравнимые с рождением новой галактики. Сложнейшие сочетания ярких цветовых пятен, зигзагообразные линии, похожие на молнии, — все это клубится, сверкает и переливается, формы перетекают из одной в другую, затягивая зрителя вглубь, заставляя его «самозабвенно раствориться в картине». Совершенно не важно, что изображено на холсте, важно то, как оно воздействует на человека, какие эмоции вызывает.
Особое место в создании художественного впечатления Кандинский отводил цвету. Краски представлялись художнику одушевленными существами, причем обладающими своим собственным звучанием; например, желтый цвет, по его мнению, вызывает в памяти звук флейты, синий — виолончели, красный напоминает трубу. Интересно, что цвет занимал важное место не только в живописи, но и в поэзии Кандинского. «Синее… Синее подымалось, поднималось и падало. Во всех углах загремело… Белый скачок за белым скачком. И за этим белым скачком опять белый скачок. И в этом белом скачке белый скачок. Вот это и плохо, что ты не видишь мутное; в мутном оно и сидит. Отсюда все начинается… Треснуло». Странное, не похожее ни на что сочетание слов, но, наверное, только так и можно описать вербально картины Кандинского.
Василий Васильевич Кандинский – русский художник, основоположник абстракционизма, живописец, график, педагог и общественный деятель. Большую часть жизни Кандинский провел за границей.В ранних работах Кандинского еще можно увидеть примитивистскую, декоративную красочность, но эта связь с реальным образом начинает пропадать уже в 1908 г. Его картины становятся более яркими, насыщенными по цвету, в них теряется ощущение предметности. Он называет свои произведения «композициями» и «импровизациями» – в них невозможно определить изображенные предметы. Действительно, его картины наполнены жизнью. Изогнутые иероглифы перебегают яркие пятна, которые проникают друг в друга и расступаются; кривые линии расползаются по полотну кишащими червячками. Иногда цветные бесформенные брызги приобретают геометрические очертания, и в них возникают образы космической глубины.
Возвращение Кандинского на родину было связано с началом Первой мировой войны. Вместе с группой единомышленников в годы октябрьской революции он пытался возглавить художественное образование в России и полностью руководить искусством. Из программы Института художественной культуры, составленной им, ясно, что он хотел привнести в формирующуюся советскую культуру элементы культуры буржуазной Европы.
Однако его надеждам не дано было осуществиться. Разочаровавшись в своей неудаче, художник навсегда покинул Советскую Россию. Для искусства важна не только деятельность Кандинского, а как талантливого художника, не меньшее значение имеет и его теория. Всю свою жизнь он был довольно религиозным человеком, и все его «нововведения» буквально пронизаны мистикой. Главный недостаток современного искусства, по мнению Кандинского, заключен в его подчинении материализму. Цель абсолютного искусства – победить материю, природа и искусство так же различны, как внешний и внутренний миры. Абстрактное же искусство как раз и призвано их соединить, оно преобразует реальное существование в чистый звук. Кандинскому особенно нравится сравнивать живопись с музыкой, ведь «звук» -это душа каждого реального явления, каждой зримой формы.
«Переживание «тайной души» всех вещей, видимых нами невооруженным глазом, в микроскоп или телескоп, я называю «внутренним взором». Этот взор проходит сквозь твердую оболочку, через внешнюю «форму» к внутреннему началу вещей и позволяет нам воспринять всеми нашими чувствами внутреннее «пульсирование» этих вещей». И подобное восприятие художника становится зародышем его творения. Бессознательно. Так трепещет «мертвая» материя. И более того: внутренние «голоса» отдельных вещей звучат не изолированно, но в общем согласии, и это – «музыка сфер» – такова универсальная формула Кандинского.
Одна из лучших работ художника – полуабстрактная, необъяснимо притягательная композиция «Казаки»1910-1911.
В ней очертания хмурых холмов и едва различимые силуэты казаков с саблями на конях включены в общую динамику картины, ее абстрактных форм, линий и ярких, кричащих цветовых пятен. В манере наложения мазка чувствуется удивительная раскованность, непосредственность, непринужденность. Композиция оживает в нашем сознании, создавая эффект легкости и реалистичности. Построение самой картины поражает своей простотой и ясностью плана, здесь нет излишеств и торопливой суеты. Образы казаков отличаются строгостью и чинностью.


Василия Кандинского в большой степени можно назвать художником-символистом. Он насыщает свое понимание цвета символикой: черное для него есть символ смерти, белое – символ рождения, красное – символ мужества. Линии также символичны. Горизонтальная обозначает то, что лежит, вертикальная – позу стоящего человека, ходьбу, движение, восхождение ввысь. Горизонталь пассивна, женственна; вертикаль активна, мужествеВасилия Кандинского в большой степени можно назвать художником-символистом. Он насыщает свое понимание цвета символикой: черное для него есть символ смерти, белое – символ рождения, красное – символ мужества. Линии также символичны. Горизонтальная обозначает то, что лежит, вертикальная – позу стоящего человека, ходьбу, движение, восхождение ввысь. Горизонталь пассивна, женственна; вертикаль активна, мужественна.

Мимолетности – так назвал цикл фортепианных миниатюр С.С.Прокофьев. Они объединили в себе и живописные, и литературные впечатления композитора. Своеобразным толчком для их создания стали стихи поэта К.Бальмонта – современника С.Прокофьева.
Я не знаю мудрости годной для других
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры
Полные изменчивой радужной игры.
Стремление передать минутные впечатления, «игру мгновения», изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творческим кредо художников – импрессионистов, с живописными беспредметными образами. В музыке «Мимолетностей» нет каких – либо ярких реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий – мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.
Задание:
Вслушайся в музыку «Мимолетностей» С.С.Прокофьева.
Мимолетность №1 С.С.Прокофьева
Мимолетность №10 С.С.Прокофьева
Мимолетность №7 С.С.Прокофьева
Всмотрись и вслушайся в картины В.Кандинского – современника композитора. Как они «звучат»? Какое впечатление производят на тебя эти художественные произведения? В чем ты видишь перекличку средств выразительности музыки и живописи?

Вспомни знакомые тебе произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и сравни их с музыкой «Мимолетностей» С.С.Прокофьева. Подумай, что отличает музыкальный почерк каждого из композиторов.

 
 



 

Комментариев нет :

Отправить комментарий