пятница, 15 февраля 2019 г.

10 а литература

М.Е.Салтыков-Щедрин
Прочитать сказку "Премудрый пескарь". Знать хорошо содержание.
Ответить на все вопросы, по некоторым дам проверочную работу.

Историческая справка.  

 После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается “изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются “борцами с изменой”.

Страшнее всего, считал М.Е. Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинности, мнимости
Уметь кратко пересказывать
Беседа по прочитанному:


  1. Как вы понимаете смысл заглавия? О чем говорит приставка пре-?
  2. Подберите эпитеты к слову премудрый.
  3. А антонимы?  

Автор называет пескаря «премудрым», но смысл в это слово вкладывает иронический, в устах Салтыкова-Щедрина это звучит ядовито, насмешливо, язвительно

  1. Расскажите о жизненной позиции старого пескаря. «Гляди в оба».  
  2. Что посоветовал старый пескарь сыну, если тот хочет «жизнью жуировать»?
  3. К какому выводу пришёл пескарь, начав вести самостоятельную жизнь?
  4. Какую историю из собственной жизни поведал старик-пескарь сыну:
  5. Каков девиз премудрого пескаря?
  6. Что было бы, если бы все пескари жили так, как главный герой?
  7. Что было бы, если бы все пескари жили так, как главный герой?
  8. На каких людей намекает автор, рассказывая о нашем герое? («Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный»).  
  9. Меняется ли к концу общий тон повествования, общее настроение?  Как меняется?
  10. Чем эти перемены, по вашему мнению, вызваны?  
  11. Что за мысли посещают пескаря перед смертью?  

  1. Как, по предположению автора кончает свою жизнь пескаря?  
  2. Случаен или закономерен (докажите) в замысле писателя образ мелкой рыбешки?
  3. Из чего видно (назовите 2-3 детали), что пескарь действительно “интеллегентен”? Что дает это сюжету?
  4. В какие моменты (найдите в тексте) и с какой целью (объясните) “рыбье” в пескаре
  5. Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладает в сказке?
  6. Из ста с лишним лет, прожитых пескарем, что сохранила его память? Почему?
  7. Какие черты в пескаре вам наиболее неприятны?
  8.  Какие пороки современного общества М.Е.Салтыкову-Щедрину общества обличает он в этой сказке? Какие художественные средства он использует для этой цели? Докажите это 2-3 примерами из текста.
  9. Расскажите о композиции сказки, что она выявляет?
  10. Почему сатирик прибегают к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру?
  11. Какие философские проблемы и как решает М.Е.Салтыков-Щедрин в этой сказке?

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий