Вопросы для самостоятельной работы по рассказу
М. А. Шолохова «Судьба человека»
1. Охарактеризуйте завязку. Каковы первые впечатления о героях? Какое
значение имеет портрет и почему он предшествует рассказу Андрея Соколова?
Почему именно повествователю Соколов раскрыл свою душу? Для чего автор вводит в
произведение рассказ самого героя? Некоторые критики говорят о сентиментальности
произведения. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
2. Образ Андрея Соколова. Помните ли вы, сколько лет Соколову, как
сложилась его судьба в гражданскую войну и после нее? Что мы знаем о его
родных? Кем работал Андрей? В каком году он увлекся машинами? Что он
рассказывает о своей семейной жизни? Подумайте, какова роль всех этих деталей
биографии героя, как они способствуют максимальной типизации?
3. Расскажите, как Андрей Соколов попал в плен. Как вы понимаете
слова: «Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и
спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться
буду?» Почему Андрей встал, когда увидел подходящих к нему фашистов? Почему в
ответ на приказ фашиста снять сапоги Соколов снял еще и портянки? Как в этих
эпизодах раскрывается характер героя?
Расскажите о том, какие качества проявились в людях в нечеловеческих
условиях плена. Какой эпизод жизни героя в плену вы считаете кульминацией?
Докажите свою точку зрения.
В какой период войны произошло столкновение Андрея Соколова с
лагерфюрером Мюллером? Случайно ли это совпадение?
4. Как сложилась судьба Андрея Соколова? Объясните, какую роль играет в
произведении концентрация трагического начала. Зачем вводятся «вставки» от
автора-повествователя в самые напряженные моменты исповеди? Прочитайте эти
эпизоды, прокомментируйте их. Как вы думаете, почему Шолохов не провел своего
героя через испытания ГУЛАГа, которые пережили многие бывшие пленные?
Изменилась ли от этого суть образа Андрея Соколова?
5. Какую роль играет в произведении образ Ванюшки? Как раскрывается
характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с мальчиком?
Какие средства создания образа Андрея Соколова используются в
рассказе? Обратите особое внимание на речь героя, прием
самохарактеристики-исповеди, портрет.
6. Перечитайте концовку рассказа. Как выражается здесь отношение
автора ко всему услышанному? Какую роль играет это лирическое размышление в
раскрытии идейного смысла произведения?
Объясните смысл заглавия рассказа. Почему конкретная история Андрея
Соколова дала автору возможность передать свое представление о нравственных
возможностях человека, о судьбе гуманистических ценностей в суровых жизненных
испытаниях?
7. Под влиянием творчества М. Шолохова в литературе 60- 80-х годов
возродилась традиция русской классики, с сочувствием изображавшей внутренний
мир простого человека, героя с нелегкой, нередко трагической судьбой.
Наводящие вопросы по знанию
текста.
- Как зовут главного
героя рассказа? Где он жил до войны?
- Как солдат А. Соколов попал в плен? Пытался ли он бежать, и как это происходило?
- Почему Андрей
Соколов не вернулся к своей семье после войны? Как гл. герой узнаёт о том,
что в дом попала бомба, от кого?
- Что случилось с
родным сыном А. Соколова, как его звали?
- Как часто появляется
перед нами рассказчик? В чём отличие определения рассказчик и герой,
дайте определение этим терминам.
- Зачем М. А. Шолохов
в начале повествования даёт картины мирной жизни и именно ранней весны, а
не другого времени года?
- К какому жанру
литературы относится произведение? Дайте определение этому жанру.
- Для чего в рассказе
приводятся слова жены Ирины: «Родненький мой… Андрюша… Не увидимся… мы с
тобой… больше… на этом… свете…»?
- Перечитайте абзац:
«Формировали нас под Белой Церковью…». Какие нравственные качества здесь
обнаруживает гл. герой? Каково его отношение к женщине? Как проявляет себя
автор в этом отрывке, симпатизирует ли он гл. герою?
- Почему солдат А.
Соколов, рискуя жизнью, повёз снаряды?
- Как ведёт себя гл.
герой, когда его вызвали к коменданту лагеря? Почему он так смело
разговаривает с Мюллером?
- Какие качества
проявляет гл. герой, когда приходит в барак с хлебом и салом?
- Как вы думаете,
почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Андрей Соколов»?
- Можем ли мы назвать
гл. героя настоящим человеком, человеком с большой буквы?
Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»?
Почему не «Судьба Соколова»? Попробуйте доказать, что это, название, данное
автором, самое удачное.
Комментариев нет :
Отправить комментарий