вторник, 30 апреля 2019 г.

9а, б литература


Вопросы для самостоятельной работы по рассказу

М. А. Шолохова «Судьба человека»

1. Охарактеризуйте завязку. Каковы первые впечатления о ге­роях? Какое значение имеет портрет и почему он предшествует рассказу Андрея Соколова? Почему именно повествователю Соколов раскрыл свою душу? Для чего автор вводит в произве­дение рассказ самого героя? Некоторые критики говорят о сен­тиментальности произведения. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

2. Образ Андрея Соколова. Помните ли вы, сколько лет Соколо­ву, как сложилась его судьба в гражданскую войну и после нее? Что мы знаем о его родных? Кем работал Андрей? В каком году он увлекся машинами? Что он рассказывает о своей семейной жизни? Подумайте, какова роль всех этих деталей биографии героя, как они способствуют максимальной типизации?

3. Расскажите, как Андрей Соколов попал в плен. Как вы по­нимаете слова: «Командир нашей автороты спрашивает: «Про­скочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там това­рищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?» Почему Андрей встал, когда увидел подходящих к нему фашистов? По­чему в ответ на приказ фашиста снять сапоги Соколов снял еще и портянки? Как в этих эпизодах раскрывается характер героя?

Расскажите о том, какие качества проявились в людях в не­человеческих условиях плена. Какой эпизод жизни героя в пле­ну вы считаете кульминацией? Докажите свою точку зрения.

В какой период войны произошло столкновение Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером? Случайно ли это совпа­дение?


4. Как сложилась судьба Андрея Соколова? Объясните, какую роль играет в произведении концентрация трагического начала. Зачем вводятся «вставки» от автора-повествователя в самые на­пряженные моменты исповеди? Прочитайте эти эпизоды, про­комментируйте их. Как вы думаете, почему Шолохов не провел своего героя через испытания ГУЛАГа, которые пережили мно­гие бывшие пленные? Изменилась ли от этого суть образа Анд­рея Соколова?

5. Какую роль играет в произведении образ Ванюшки? Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с мальчиком?

Какие средства создания образа Андрея Соколова использу­ются в рассказе? Обратите особое внимание на речь героя, при­ем самохарактеристики-исповеди, портрет.

6. Перечитайте концовку рассказа. Как выражается здесь отно­шение автора ко всему услышанному? Какую роль играет это лирическое размышление в раскрытии идейного смысла произ­ведения?

Объясните смысл заглавия рассказа. Почему конкретная история Андрея Соколова дала автору возможность передать свое представление о нравственных возможностях человека, о судьбе гуманистических ценностей в суровых жизненных испытаниях?

7. Под влиянием творчества М. Шолохова в литературе 60- 80-х годов возродилась традиция русской классики, с сочув­ствием изображавшей внутренний мир простого человека, ге­роя с нелегкой, нередко трагической судьбой.

 

Наводящие вопросы по знанию текста.

  1. Как зовут главного героя рассказа? Где он жил до войны?

  1. Как солдат А. Соколов попал в плен? Пытался ли он бежать, и как это происходило?

  1. Почему Андрей Соколов не вернулся к своей семье после войны? Как гл. герой узнаёт о том, что в дом попала бомба, от кого?

  1. Что случилось с родным сыном А. Соколова, как его звали?

 
  1. Как часто появляется перед нами рассказчик? В чём отличие определения рассказчик и герой, дайте определение этим терминам.


  1. Зачем М. А. Шолохов в начале повествования даёт картины мирной жизни и именно ранней весны, а не другого времени года?


  1. К какому жанру литературы относится произведение? Дайте определение этому жанру.


  1. Для чего в рассказе приводятся слова жены Ирины: «Родненький мой… Андрюша… Не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете…»?

 
  1. Перечитайте абзац: «Формировали нас под Белой Церковью…». Какие нравственные качества здесь обнаруживает гл. герой? Каково его отношение к женщине? Как проявляет себя автор в этом отрывке, симпатизирует ли он гл. герою?


  1. Почему солдат А. Соколов, рискуя жизнью, повёз снаряды?

 

  1. Как ведёт себя гл. герой, когда его вызвали к коменданту лагеря? Почему он так смело разговаривает с Мюллером?

 

  1. Какие качества проявляет гл. герой, когда приходит в барак с хлебом и салом?

 

  1. Как вы думаете, почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Андрей Соколов»?

 

  1. Можем ли мы назвать гл. героя настоящим человеком, человеком с большой буквы?

Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попро­буйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.

Комментариев нет :

Отправить комментарий