пятница, 15 мая 2015 г.

10 А класс литература

Н.С.Лесков "Очарованный странник"
Прочитать .
Выполнить задания.

1. Познакомьтесь со значением слова “странник”, данным в толковом словаре В.И. Даля.    
Странник, -ница, странный, захожий, человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий... приюта; или обрёкшийся на тунеядное странничество под предлогом богомолья; скиталец, бездомный проходимец, землепроход.


2. Вспомните, в каких произведениях русской классики вы встречались с образами странников или странниц. В чём принципиальная разница (или что общего) между героем Лескова и теми персонажами, которых вы вспомнили? Запишите свои суждения.
3. Познакомьтесь со значением слова “очаровывать”, данным в словаре В.И. Даля. Выберите и выпишите те определения, которые разъясняют смысл названия произведения Лескова. Письменно обоснуйте свой выбор.
Очаровывать, очаровать, — (кого, что) обворожить, околдовать, обавать, окудесить, отвести глаза, навести ману, мороку, заговорить, обойти словом, оволхвовать, ознахарить, чарами овладеть кем. Прельщать или пленять, влюблять в себя.
4.  Обдумайте значение слова “чары”, данное в словаре В.И. Даля. Ответьте письменно на вопрос: чьи и какого рода чары оказывают влияние на судьбу Ивана Флягина?
Чары — ж., мн., волшебство, волхованье, колдовство, знахарство; обаяние, мараморока; чернокнижие, кудесничество; наговоры или заговоры. Отсюда чёрный, черта?чорт?
5. Письменно объясните своё понимание названия произведения Лескова «Очарованный странник».
Храктер и судьба Ивана Флягина,.  Образ русского народа, время и пространство, изображённое в «Очарованном страннике».
1. Каким образом меняется судьба Ивана Флягина? Проследите её жизненные этапы.
2. Отметьте, как и когда у героя меняется имя.
3. Каков его род занятий?
4. Какие новые качества характера открываются в герое при каждом новом повороте его судьбы?
5. Каким виделся Лескову русский национальный характер?

Обсуждая композицию «Очарованного странника», мы обращаем внимание, что в первой главе автор представляет героя, а затем сам монах-черноризец повествует о своей жизни в миру.
Последняя, двадцатая глава заканчивается размышлениями автора, то есть использован приём “рассказ в рассказе”. В повествовании же инока (бывшего в миру Флягиным) невозможно проследить единую композицию. История жизни героя разбивается на самостоятельные, но связанные между собой эпизоды, каждый из которых имеет свою завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Создаётся впечатление, что перед путешествующими слушателями разворачивается цепь самостоятельных историй, связанных одним общим героем и расположенных в хронологическом порядке. Это своеобразие композиции было отмечено ещё современниками Лескова. Некоторые литературные критики увидели в таком своеобразном построении недостаток: “В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нём же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра…” Обсуждая своеобразие композиции, мы ещё раз затрагиваем проблему жанра. Как композиционно строится повесть? Что такое хроника? Каково её композиционное построение?
Современные литературоведы отмечают, что истории, рассказанные путешествующим монахом, связаны между собой внутренней логикой в своеобразные триады: “грех” — “погибель” — “искупление”. Кроме того, рассказ Флягина объединяется в единое целое при помощи множества сквозных тем и мотивов. В связи с обсуждением композиции я иногда предлагаю выполнить письменно следующие задания.
1. Подумайте, какие отдельные эпизоды можно выделить в повествовании Флягина. Озаглавьте их.
2. Заполните таблицу: «Очарованный странник» (композиция)
А. Автор знакомит со своим героем.
Б. Рассказ инока (в миру Ивана Северьяновича Флягина)
Грех
Погибель
Искупление



В. Автор прощается со своим героем.
3. Выберите один из эпизодов жизни Флягина. Найдите завязку, развитие действия, кульминацию и развязку этого эпизода.

 Для анализа.

- Вспомните, какие испытания выпали на долю Флягина.
- Приведите примеры непредсказуемого, противоречивого поведения Флягина, когда он действовал под влиянием порыва.
- Назовите грехи героя. (убийства).
Одним из самых страшных грехов Флягина стало убийство Груши.( 18)
 Как оценить поступок героя?
- Спас он Грушу или погубил?
- Грешник он или праведник?
- Докажите, что убийство Груши – акт самопожертвования Флягина.
  Цитаты из гл. 19 (видения Флягиным души Груши)
Так какая же сила заставляла героя поступать так а не иначе? Из какой «очарованности» возникло чувство к Грушеньке?
- Герой очарован красотой. А что такое красота, как вы думаете?
- А что или кого считал красивым Флягин? цитаты о красоте коней, Груши – гл.5, 6, 13)
(цитата из гл. 20 «Мне за народ очень помереть хочется»).
- Вспомним, как и почему герой Лескова оказался в монастыре. (гл. 20).
- Почему Флягин не принимает старший постриг? (там же)
- Почему таким «прозаичным» путем привел автор своего героя в монастырь? (
- К какому жизненному итогу приходит герой?

Сказ — особый тип повествования, представляющий собой имитацию устной речи со всеми присущими ей особенностями культурной и профессиональной среды, к которой принадлежат рассказчики.


Комментариев нет :

Отправить комментарий