понедельник, 3 декабря 2018 г.

10 а литература

А.Н. Островский "Гроза"
Читать пьесу до конца, хорошо знать д.2-4

Прочитайте, заучите и запомните данные сведения.


История создания и замысел пьесы «Гроза» очень интересны. В течение не-

которого времени существовало предположение, что в основу этого произведе-

ния легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 г.

«Ранним утром 10 ноября 1859 г. костромская мещанка Александра Павлов-

на Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена

и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей


узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её

тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, не-

довольство ворчливой деспотической свекрови, задержки части приданого.

В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова «не

сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что

она её сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, ти-

хий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену».

Вскоре после этой злополучной истории в Костроме отдельным изданием выш-

ла пьеса А. Н. Островского «Гроза» (1860 г.). Естественно, что костромичи нашли

это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В дей-

ствительности пьеса «Гроза» была начата не позже июля, а окончена 9 октября

1859 г., то есть ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых. «Литератур-

ная экспедиция», сделанная А. Н. Островским в 1856 и 1857 гг., оказала сильное

влияние на идею создания пьесы «Гроза». Прототипом города Калинова служат

такие приволжские города, как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих горо-

дов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел

и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешест-

вия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии,

которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили

огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем ко-

торых был драматург, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою

первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

 «Книга, называемая “Домострой”»

«Домострой» — это название, которое, вероятно, не раз уже срывалось с уст

читателей «Грозы», в нашем обиходе чаще всего означающее всякие вообще

уста ревшие косные порядки — «Домострой какой-то!» — на самом деле принад-

лежит древнерусскому литературному (применяя наши весьма условные поня-

тия) памятнику. Этот довольно обширный сборник впервые появился в Новго-

роде ещё в конце XV в. и содержал многочисленные статьи, строго регламен-

тирующие разные стороны жизни древнерусского человека — его веру в Бога

и участие в церковных обрядах, гражданские и семейные обязанности, бытовое

устройство и воспитание детей. Сквозь призму «Домостроя» жизнь провинци-

ального городка Калинова открывается нам совершенно по-новому.

Глава 25. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ

Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть,

не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать,

на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить

зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к сред-

ним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым.

А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай,

и вместе от Бога получите милость.

Глава 27. ЕСЛИ МУЖ САМ НЕ УЧИТ ДОБРУ, ТО НАКАЖЕТ ЕГО БОГ, ЕСЛИ ЖЕ И САМ

ТВОРИТ ДОБРО, И ЖЕНУ И ДОМОЧАДЦЕВ ТОМУ УЧИТ — ПРИМЕТ ОТ БОГА МИЛОСТЬ

Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг

своих, и дом свой не по-божески ведёт, и о своей душе не радеет, и людей своих

правилам этим не учит,— и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой,

и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своём спасении и жену

и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху Божию учит и достойной

христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоден ствии

и по-божески жизнь свою проживёт и милости Божией удостоится.

Комментариев нет :

Отправить комментарий