Зачёт "Кому на Руси жить хорошо"
Вопросы и задания по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»
1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»?
2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»?
3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?
4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» — это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?
5. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
6. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
7. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
8. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
9. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
10. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
11. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
12. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
13. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
14. Почему портреты помещиков автор дает сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян.
15. Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков?
16. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?
17. Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики?
18. Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?
19. В каких смешных положениях оказываются помещики? Почему этот смех грустный? Какие традиции русской литературы использует здесь Некрасов?
20. Какие народные оценки угнетателей звучат в главах? Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия?
21. Как в главах изображены крестьяне? Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?
22. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на: - его прошлое; - характеристику его родителей; - портрет; - его материальное положение; - черты характера, таланты, способности.
23. С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у нет быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
24. Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного», «В минуты унынья, о родина-мать…», «Русь». Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?
25. Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
26. Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
27. Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
28. Докажите, что «Кому на Руси жить хорошо» — это поэма-эпопея.
29. Вспомните замысел и историю создания поэмы. Объясните ее композиционную сложность.
30. Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Что можно сказать о художественном методе изображения действительности в поэме?
31. Какова фольклорная основа поэмы? Проиллюстрируйте свои суждения текстом.
32. Проанализируйте лексику, синтаксические обороты, поэтические интонации народной речи, воплощенные в поэме, ее ритмические особенности. Каковы смысловые функции этих художественных приемов?
Комментариев нет :
Отправить комментарий