Ещё раз повторите
Как написать
сочинение-рассуждение
- Сформулируйте тему текста. (О чём говорится в данном тексте?)
- Укажите, какую основную проблему затрагивает автор в этом тексте.
- Напишите вступление, в котором будет указана тема и перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте.
Как начать
сочинение
Постарайтесь избежать в
своем сочинении типичных ошибок, которые
обычно встречаются в работах выпускников:
1) Не превращайте сочинение
в изложение: нужен не пересказ текста,
а его интерпретация — толкование
затронутой в тексте проблемы.
2) Не начинайте сочинение
с местоименной фразы (В
этом тексте
говорится...).
Приведем удачные,
на наш взгляд, примеры
из экзаменационных работ:
1. Наверное, каждый
человек встречал хоть один раз зарю.
Как удивительна трава, которая вся в
росе и сверкает в лучах восходящего
солнца! А цветы? А птицы? Как выразить
то общее настроение пробуждающейся
природы, которое передается и нам,
проснувшимся на заре? Именно об этом
говорится в тексте Владимира Солоухина.
2. За что дают ордена и
медали старикам, когда-то участвовавшим
в войне, или людям, добросовестно
трудящимся на производстве? Справедливы
ли эти государственные награды? И нужно
ли вообще их давать? Такие вопросы
невольно возникают после чтения
текста Г. Смирнова.
- Речевые клише:
- В данном тексте
- - анализируется проблема
- - автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему
- - автор размышляет над проблемой
- - даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
- - излагается история – возникновения, формирования, развития, создания…
- - исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
- - показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
- - подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
- - характеризуется – состояние, сущность…
- - рассматривается – вопрос, пример…
-
- 4. Найдите предложение, которое выражает авторскую позицию. (Обратите внимание на верные утверждения задания A 29.)
-
- 5. Прокомментируйте авторскую позицию.
- Речевые клише:
- Автор
- – убедительно доказывает, что…
- - обращает внимание на то, что…
-
- даёт оценку…
- - выражает тревогу…
- - выявляет сущность…
- - разграничивает понятия …
- - верно (тонко) замечает…
- - по мнению автора, главное значение имеет…
-
- 6. Сформулируйте и запишите свою точку зрения на проблемы, затронутые в тексте. Дайте обоснование своей позиции.
-
Речевые клише:
- - с моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…
- - автор абсолютно прав, утверждая, что…
- - трудно не согласиться с автором в том, что…
- - по моему мнению, злободневность затронутой проблемы в том, что…
- - мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
- - не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
- - представляется спорным утверждение автора о том, что…
-
- 7. Приведите 2 аргумента в доказательство своей позиции, разверните и прокомментируйте основные мысли текста.
Виды аргументов
I. Логические
(рациональные) аргументы.
1). Факты (представлены в предложениях,
фиксирующих эмпирические знания).
2). Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы
и т.д.).
3). Статистика (количественные показатели
развития производства и общества).
4). Объективные показатели состояния
дел (например: Волга длиннее Оки).
5). Законы природы.
6). Определение, задача которого –
обобщить, дать представление о предмете
как части более широкой категории;
опирается на выявленные сущностные
признаки определяемого предмета.
7). Положения юридических
законов, официальных документов,
постановлений и др. нормативных актов,
обязательных для выполнения.
8). Данные экспериментов и экспертиз.
9). Свидетельства очевидцев.
II.
Иллюстративные аргументы – примеры.
В отличие от факта – обобщённо-объективированного
утверждения – пример имеет наглядную
описательную форму; его задача –
объяснить понимание тезиса, доказать
его правильность.
а) конкретный пример:
– пример-сообщение о событии (берётся
из жизни, рассказывает о действительно
имевшем место случае);
– литературный пример (пример – текст
из общеизвестного произведения);
б) предположительный пример (рассказывает
о том, что могло быть при определённых
условиях).
III. Ссылки
на авторитет:
– мнение известного, уважаемого человека
– ученого, философа, общественного
деятеля и т.п.;
– цитата из авторитетного источника;
– мнение специалиста, эксперта;
– обращение к опыту и здравому смыслу
аудитории;
– мнение очевидцев;
– мнение должностных лиц (когда речь
идёт о вопросах, находящихся в сфере их
компетенции);
– общественное мнение, отражающее то,
как принято говорить, поступать, оценивать
что-то в обществе.
- 8. Напишите (жизнеутверждающее, эмоционально положительное) заключение.
- Речевые клише:
- - итак, можно сделать вывод, что…
-
- таким образом, всё вышесказанное
- убеждает читателя в том, что…
- - позволяет утверждать, что…
-
Комментариев нет :
Отправить комментарий