Пейзаж(франц. paysage— вид, изображение какой-либо
местности) — это жанр, посвященный изображению природы. В европейском
искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.
Искусство рассказывает о красоте ЗемлиА. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают
в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства
и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря
или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они
передают свое видение мира.
Благодаря произведениям искусства — литературным,
музыкальным, живописным — природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями
всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей,
трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие
струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы,
увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому
развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.
Объясните смысл высказывания французского писателя А. де
Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»
Запишите в творческую тетрадь в прозаической или поэтической
форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило вас
своей красотой.
Подберите музыкальные произведения созвучные картинам
русских художников. Какие художественные ассоциации возникают в вашем
воображении?
Литературные страницы
Прочитайте вслух два литературных сочинения, написанные в
XXв.
Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи
эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.
Все в тающей дымке
Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки
И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От
беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной
любовью |
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Н. Рыленков
Солнечно-росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный
слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не
видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще
сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени
белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<...> Всюду
беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих
маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.
Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья,
будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе
помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро
он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку
<...>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем
земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.
И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая
друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и
обрадовался. Смелей же, смелей!
И опять расширится душа: елки, березки, — и не могу оторвать
своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках.
Елки, березки, до чего хорошо!
М.Пришвин
Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной
русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах
важные для вас ключевые слова.
Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими
литературными образами? Подберите репродукции пейзажей русских художников,
созвучные им.
Художественно-творческие задания
Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в
литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных
произведений.
Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам
музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные
произведения. Прочитайте их под эту музыку.
Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись
Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не
привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое
небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом
поэтичного?
Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин
и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их
картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие
березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не
кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор.
Вот, оказывается, какая она русская природа — нежная, задумчивая,
трогательная! Именно благодаря картинеАлексея Кондратьевича Саврасова
(1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской
природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной
песни.
В 19 в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло
направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression—
впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих
картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.
Поучительная и даже забавная история произошла с живописной
работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода
Моне (1840—1926).
Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И
как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину
Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет
багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению,
обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от
погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать
самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно
художник.
Подумайте, как особенности
цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы
природы.
Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Д/З- по выбору
1. Напишите этюды (литературные -8-10 предложений или живописные), в которых вы изобразите природу
в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время
года).
Комментариев нет :
Отправить комментарий