среда, 26 сентября 2018 г.

10 а литература

Материал к "Медному всаднику".
1. Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы
«Медный всадник»?
Образец ответа
В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин в образной форме противопостав-
ляет государство, олицетворённое Петром I, и обычного человека с его желани-
ями и потребностями.
Ответственность за Россию в поэме Пушкина несёт не только Пётр Вели-
кий, но и Евгений, представитель того сословия, на котором лежал тяжкий гнёт
госу дарственных забот. Потому и бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающе-
го кумиру на бронзовом коне,— бунт бессмысленный и наказуемый. Поклоня-
ющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения
содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждается тра-
гическим финалом — «остров малый на взморье», труп несчастного Евгения.
В поэме два плана, и оба — истинные. Для Пушкина были одинаково досто-
верны и деяния Петра Великого, и страдания Евгения. Поэту был близок мир
Петра, была дорога и понятна его мечта — «ногою твёрдою стать при море».
Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было заплачено за это торжество,
какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в поэме есть
истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.


Кто же всё-таки виноват — великое государство, которое потеряло интерес
к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересовать-
ся величием истории, выпал из неё? Читательское восприятие поэмы оказыва-
ется крайне противоречивым: по мнению В. Г. Белинского, Пушкин обосновал
трагическое право империи со всей её государственной мощью распоряжаться
жизнью частного человека; в XX в. некоторые критики предполагали, что Пуш-
кин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изо-
бражённый Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого
по эта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. М. Лотмана, «пра-
вильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том,
чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, чело-
веческое достоинство и уважение к жизни других людей».
2. Обвиняет или прославляет А. С. Пушкин Петра Великого?
Образец ответа
В поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра I в исто-
рии России и в судьбах людей. Образ царя в поэме «раздваивается»: он стано-
вится не только символом движения жизни, её изменения и обновления, но пре-
жде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти.
В. Г. Белинский писал: «Мы понимаем смущённою душой, что не произвол,
а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вы-
шине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом…».
Во вступлении Пушкин воспевает гений Петра I, сумевшего поднять народ на
подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Пет-
ра, Пушкин выделяет местоимение Он курсивом, тем самым приравнивая Петра
к Богу, освящая его имя. Пётр — создатель города, поднявшегося «из тьмы лесов,
из топи блат». Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с «пируш-
ками холостыми» и «воинственной живостью» — памятник Петру-создателю.
Бесспорно, Пётр был великим монархом, потому что сделал много нужного
и важного для России, понял потребности её развития. Но при этом Пётр I оста-
вался самодержцем, власть которого была антинародной.
3. Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?
Образец ответа
Петербург Пушкина — двойственный город, «слава России, но человек
в нём, в огромном городе,— песчинка». А. С. Пушкин на протяжении всего
произведения показывает двойственную натуру Петербурга: Петербург как ве-
ликую и прекрасную младшую сестру Москвы, «юный град Петров», и Петер-
бург как чудовище, пожирающее жизни людей. Поэт выражает свою любовь
к блестящей царской северной столице и ненависть к городу, в котором царит
социальное неравенство. Пушкин предостерегает, показывает, как слаб человек
в этом мире Петра. И град Петра принадлежит только Петру. Пушкин заканчи-
вает поэму описанием всё той же картины бедной природы с ветхим домишкой
и рыбаком. Этим он подчеркивает, что не все в городе настолько велико и пре-
красно, что не человек властвует над природой, а она над ним. Санкт-Петербург
изменяет природу, он становится тираном, и вся его сила сконцентрирована
в Медном всаднике. Петербург Пушкина — это слава России, но человек в нём,
в огромном городе,— песчинка.
Петербург — это предостережение живущим в этом городе. Однако Петер-
бург — и город-слава, и эти две ипостаси неразделимы в понимании историко-
культурного образа города.
4. Докажите, что «Медный всадник» — социально-философское
произведение
Образец ответа
А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своём творчестве об-
ращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях
найти ответы на вопросы современности.
Поэма «Медный всадник» — это историческое, социальное и философское
произведение. Её можно назвать гимном самодержавию. Во введении к поэме
возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего ве-
ликое национальное дело, о котором мечтали многие поколения,— укрепление
Русского государства на берегах Балтийского моря «на зло надменному соседу».
Пётр I выступает во введении и как покоритель самой природы, её стихий, как
воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью,
которые до него веками царили «на берегу пустынных волн». Пушкин сложил
поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, спо-
собного на такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого
и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.
Грандиозная философско-историческая тема сливается в поэме с изображе-
нием судьбы «маленького человека», с его протестом; в поэме звучит социаль-
ная тема, которая станет главной в петербургских повестях Н. В. Гоголя и «нату-
ральной школы». В «Медном всаднике» Пушкин выразил неразрешимый кон-
фликт, противоречие между исторической необходимостью и жизнью живых
людей, которые часто становятся жертвой этой необходим

Комментариев нет :

Отправить комментарий