Материал к "Медному всаднику".
1. Кто, по вашему мнению, является главным
героем поэмы
«Медный всадник»?
Образец ответа
В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин в образной форме противопостав-
ляет государство, олицетворённое Петром I, и обычного человека с
его желани-
ями и потребностями.
Ответственность за Россию в поэме Пушкина несёт не только Пётр Вели-
кий, но и Евгений, представитель того сословия, на котором лежал
тяжкий гнёт
госу дарственных забот. Потому и бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающе-
го кумиру на бронзовом коне,— бунт бессмысленный и наказуемый. Поклоня-
ющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения
содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждается
тра-
гическим финалом — «остров малый на взморье», труп несчастного Евгения.
В поэме два плана, и оба — истинные. Для Пушкина были одинаково досто-
верны и деяния Петра Великого, и страдания Евгения. Поэту был близок
мир
Петра, была дорога и понятна его мечта — «ногою твёрдою стать при
море».
Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было заплачено за это торжество,
какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в поэме
есть
истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.
Кто же всё-таки виноват — великое государство, которое потеряло интерес
к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересовать-
ся величием истории, выпал из неё? Читательское восприятие поэмы
оказыва-
ется крайне противоречивым: по мнению В. Г. Белинского, Пушкин обосновал
трагическое право империи со всей её государственной мощью распоряжаться
жизнью частного человека; в XX в. некоторые критики предполагали,
что Пуш-
кин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт,
изо-
бражённый Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого
по эта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. М. Лотмана,
«пра-
вильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой,
а в том,
чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность,
чело-
веческое достоинство и уважение к жизни других людей».
2. Обвиняет или прославляет А. С. Пушкин Петра
Великого?
Образец ответа
В поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра I в исто-
рии России и в судьбах людей. Образ царя в поэме «раздваивается»:
он стано-
вится не только символом движения жизни, её изменения и обновления,
но пре-
жде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной
власти.
В. Г. Белинский писал: «Мы понимаем смущённою душой, что не произвол,
а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой
вы-
шине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом…».
Во вступлении Пушкин воспевает гений Петра I, сумевшего поднять народ
на
подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени
Пет-
ра, Пушкин выделяет местоимение Он курсивом, тем самым приравнивая Петра
к Богу, освящая его имя. Пётр — создатель города, поднявшегося «из
тьмы лесов,
из топи блат». Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами,
с «пируш-
ками холостыми» и «воинственной живостью» — памятник Петру-создателю.
Бесспорно, Пётр был великим монархом, потому что сделал много нужного
и важного для России, понял потребности её развития. Но при этом
Пётр I оста-
вался самодержцем, власть которого была антинародной.
3. Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?
Образец ответа
Петербург Пушкина — двойственный город, «слава России, но человек
в нём, в огромном городе,— песчинка». А. С. Пушкин на протяжении
всего
произведения показывает двойственную натуру Петербурга: Петербург
как ве-
ликую и прекрасную младшую сестру Москвы, «юный град Петров», и Петер-
бург как чудовище, пожирающее жизни людей. Поэт выражает свою любовь
к блестящей царской северной столице и ненависть к городу, в котором
царит
социальное неравенство. Пушкин предостерегает, показывает, как слаб
человек
в этом мире Петра. И град Петра принадлежит только Петру. Пушкин
заканчи-
вает поэму описанием всё той же картины бедной природы с ветхим домишкой
и рыбаком. Этим он подчеркивает, что не все в городе настолько велико
и пре-
красно, что не человек властвует над природой, а она над ним. Санкт-Петербург
изменяет природу, он становится тираном, и вся его сила сконцентрирована
в Медном всаднике. Петербург Пушкина — это слава России, но человек
в нём,
в огромном городе,— песчинка.
Петербург — это предостережение живущим в этом городе. Однако Петер-
бург — и город-слава, и эти две ипостаси неразделимы в понимании
историко-
культурного образа города.
4. Докажите, что «Медный всадник» — социально-философское
произведение
Образец ответа
А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своём творчестве
об-
ращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях
найти ответы на вопросы современности.
Поэма «Медный всадник» — это историческое, социальное и философское
произведение. Её можно назвать гимном самодержавию. Во введении к
поэме
возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего
ве-
ликое национальное дело, о котором мечтали многие поколения,— укрепление
Русского государства на берегах Балтийского моря «на зло надменному
соседу».
Пётр I выступает во введении и как покоритель самой природы, её стихий,
как
воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью,
которые до него веками царили «на берегу пустынных волн». Пушкин
сложил
поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека,
спо-
собного на такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат»
великого
и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.
Грандиозная философско-историческая тема сливается в поэме с изображе-
нием судьбы «маленького человека», с его протестом; в поэме звучит
социаль-
ная тема, которая станет главной в петербургских повестях Н. В. Гоголя
и «нату-
ральной школы». В «Медном всаднике» Пушкин выразил неразрешимый кон-
фликт, противоречие между исторической необходимостью и жизнью живых
людей, которые часто становятся жертвой этой необходим
Комментариев нет :
Отправить комментарий