четверг, 17 января 2019 г.

9а, 9б литература

М.Ю.Лермонтов
Стихотворения прочитать и уметь анализировать по вопросам
1. "Дума"
1. Каким мы видим собирательный образ поколения, созданный поэтом?
2. В чем он усматривает его трагедию и кого винит в ней?
2. "Как часто пёстрою толпою окружён"
 Вопросы и задания к стихотворению "Как часто, пестрою толпою окружен..."
1.          Какие два мира владеют чувствами лирического "я"?
2.          Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?
 Внешний мир подобен маскараду: все в нем лживо, неестественно. Этот мир наполнен неприятными для лирического "я" резкими звуками, а его зрительные очертания неясны, туманны; он видится "как будто бы сквозь сон". Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый.

3.          Как характеризует реальный мир глагольная лексика?
Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Сравните: "И ненавидим мы, и любим мы случайно" в "Думе".
4.          1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, -- это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется?
Это говорит о нерасчлененности, монолитности уродливого и дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.
5.          Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется?
Мир как бы неуклонно сужается; руки "красавиц городских" касаются рук лирического "я", и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.
6.          Каким предстает внутренний мир лирического "я", мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального?
Мир воображаемый виден отчетливо, ясно. Лирический субъект ощущает его детали, подробности (3--4 строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он полон красок, звуков, запахов.
7.          Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты?
Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, "старины", "старинной мечты".
8.          Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы?
Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово "люблю" повторяется дважды.
9.          Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?
Это "царство дивное", в нем хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что он лишен "тягостных сомнений и страстей".
10.      Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ толпы? В чем конфликт лирического "я" и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы?
В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта -- робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она "незванная гостья". В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего "смутить веселость" бездушной толпы "железным стихом". Именно стихом, то есть одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.

"Родина" ( " Люблю Отчизну я ...")
Вопросы и задания к стихотворению «Родина».
На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? (1—6-й стихи — первая часть; 7—14-й стихи — вторая часть; 15—26-й стихи — третья часть. Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций.)
Вопросы для анализа первой части
1. Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чей рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе?
2. Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой?
3. Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотворения?

4. При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого размышления?

Вопросы для анализа второй части

1. Меняется ли настроение по ходу текста второй части? Как меняется длина стиха во второй части? На что это указывает?

2. Какой образ Родины создают изображенные автором картины? Что подчеркивает в тексте анафора?

3. Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста второй части?

4. Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять, длинным, 6-стопным?

Вопросы для анализа третьей части

1. Какова цветовая гамма третьей части? Помогает ли она понять смысл текста глубже?

2. Как меняется поэтическое пространство текста в третьей части? (Картины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми.)

3. Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?

4. Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?


 

Комментариев нет :

Отправить комментарий