суббота, 28 февраля 2015 г.

10 А , 11 А русский язык

Решить тест:
 10 А - указанные задания ( синий цвет)
11А все задания.
Оба класса определяют проблему ( ы) текста, позицию автора, приводят аргументы ( автор, назв. пр-ия)
На уроке будем работать ( проверять, анализировать)
Вариант  1А
1. За­да­ние 1 № 597. В каких из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?
1) Ма­те­ри­а­лы, ис­поль­зу­е­мые че­ло­ве­ком, про­из­во­дят­ся в ос­нов­ном из дру­гих ма­те­ри­а­лов.
2) Нефть, де­ре­во, хло­пок и мно­гие дру­гие ма­те­ри­а­лы имеют при­род­ное про­ис­хож­де­ние и могут ис­поль­зо­вать­ся без пе­ре­ра­бот­ки.
3) Пер­вич­ная ма­те­рия — это не­пе­ре­ра­бо­тан­ные ма­те­ри­а­лы при­род­но­го про­ис­хож­де­ния, ис­поль­зу­е­мые для про­из­вод­ства дру­гих ма­те­ри­а­лов.
4) Пла­стик по­лу­ча­ют из нефти, бу­ма­гу — из де­ре­ва, ткани — из хлоп­ка, со­би­ра­е­мо­го с рас­те­ний.
5) Для про­из­вод­ства и по­лу­че­ния раз­лич­ных ма­те­ри­а­лов тре­бют­ся не­пе­ре­ра­бо­тан­ные ма­те­ри­а­лы при­род­но­го про­ис­хож­де­ния, иными сло­ва­ми, пер­вич­ная ма­те­рия.

(1)Почти все ис­поль­зу­е­мые нами ма­те­ри­а­лы про­из­во­дят­ся в ос­нов­ном из дру­гих, на­при­мер, пла­стик по­лу­ча­ют из нефти, бу­ма­гу — из де­ре­ва.(2) Ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые без пе­ре­ра­бот­ки по­сту­па­ют на фаб­ри­ки для про­из­вод­ства дру­гих ма­те­ри­а­лов, на­зы­ва­ют­ся пер­вич­ной ма­те­ри­ей. (3)<...>,пер­вич­ной ма­те­ри­ей яв­ля­ют­ся все ма­те­ри­а­лы, име­ю­щие при­род­ное про­ис­хож­де­ние: де­ре­во, ис­поль­зу­е­мое для из­го­тов­ле­ния ме­бе­ли, хло­пок, со­би­ра­е­мый с рас­те­ний и при­ме­ня­е­мый для про­из­вод­ства тка­ней, и мно­гие дру­гие ма­те­ри­а­лы.
              
2. За­да­ние 2 № 1642. Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии?
Во­пре­ки этому
Ведь
В то время как
Такие
Таким об­ра­зом

              
3. За­да­ние 3 № 8067. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова МА­ТЕ­РИЯ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.
МАТЕ́РИЯ, -и, жен.
1. Объ­ек­тив­ная ре­аль­ность, су­ще­ству­ю­щая вне и не­за­ви­си­мо от че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния. Формы су­ще­ство­ва­ния ма­те­рии. Живая м. Не­жи­вая м.
2. Ос­но­ва (суб­страт), из к-рой со­сто­ят фи­зи­че­ские тела. Стро­е­ние ма­те­рии.
3. То же, что ма­те­ри­ал (в 4 знач.) (разг.). Шёлко­вая м.
4. перен. Пред­мет речи, раз­го­во­ра (устар. и ирон.). Го­во­рить о вы­со­ких ма­те­ри­ях.

              
4. За­да­ние 4 № 191. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.
де­ше­виз­нА
бе­лиз­нА
до­бе­лА
оптО­вый
туб­дис­пан­сЕр
              
5. За­да­ние 5 № 7025. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.
Со­труд­ни­ки ком­па­нии имели ГА­РАН­ТИ­РО­ВАН­НЫЙ от­пуск.
Не­об­хо­ди­мо ста­вить новые ба­зо­вые стан­ции, стре­мясь ОБ­ХВА­ТИТЬ всю тер­ри­то­рию го­ро­да.
Её сы­ниш­ка, ГО­ДО­ВА­ЛЫЙ малыш, бес­пре­стан­но что-то ле­пе­тал на со­вер­шен­но не­по­нят­ном языке.
Итак, ЭФ­ФЕКТ­НОСТЬ, сце­нич­ность есть не­об­хо­ди­мые усло­вия оперы.
Об­ста­нов­ка в доме была прон­зи­тель­но БЕД­НОЙ, ни­ще­та про­гля­ды­ва­ла из-под каж­дой ве­щи­цы.
         
6. За­да­ние 6 № 6720. Ука­жи­те при­мер с ошиб­кой в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Выпишите, исправив.

1) вы­дать новые про­пус­ка
2) мука для ола­дьев
3) более де­вя­но­ста
4) по­ло­щет бельё
7. За­да­ние 7 № 9076. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.
A) Надев ко­стюм в при­ме­роч­ной, он под­го­ня­ет­ся по фи­гу­ре.1) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии при­част­но­го обо­ро­та
Б) Юноши го­то­ви­лись к со­рев­но­ва­ни­ям на­езд­ни­ков, счи­тав­ших­ся у чер­ке­сов боль­шим со­бы­ти­ем.2) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии де­е­при­част­но­го обо­ро­та
В) Мно­гие ре­бя­та меч­та­ют и стре­мят­ся к полётам в кос­мос.3) на­ру­ше­ние связи под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го
Г) Га­зе­ту «Ком­со­моль­скую прав­ду» вы­пи­сы­ва­ют и чи­та­ют мно­гие по­ко­ле­ния чи­та­те­лей.4) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом
Д) Есть люди, ко­то­рые все­гда счи­та­ют то, что ви­но­ва­ты не они, а дру­гие.5) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми
6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем
7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:
АБВГД
8. За­да­ние 8 № 2822. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.
с..бака
нач..нать
зак..ло­тить
р..ди­те­ли
выск..чка
9. За­да­ние 9 № 850. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах в при­став­ке про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.
и..рас­хо­до­вать, и..под­тиш­ка;
пр..воз­но­сить, пр..глу­шить;
д..бела, не..хват­ный;
пред..сто­рия, меж..нсти­тут­ский;
не..смот­ри­тель­ность, пр..сла­вян­ский.
10. За­да­ние 10 № 5148. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Ё.
испыт..вать
толк..тня
за­прост..
рас­кре­пощ..нность
разб..вать
11. За­да­ние 11 № 395. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Я
дремл..т
кол..тся
стел..тся
раз­буд..т
се..т
12. За­да­ние 12 № 9251. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся Е.
От­ку­да н(1) возь­мись, вы­ско­чил щенок, ко­то­рый н(2)чуть н(3) ис­пу­гал­ся ло­ша­ди, на­о­бо­рот, при­нял­ся от­ча­ян­но на­па­дать на неё, чем н(4)мало раз­ве­се­лил про­хо­жих.
13. За­да­ние 13 № 3226. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.
С(НА­ЧА­ЛА) дед ска­зал, что зашёл на ми­нут­ку, а потом ока­за­лось, что он НИ(КУДА) не спе­шил.
НЕ(СМОТ­РЯ) на тех­ни­че­ский сбой, мне ВСЁ(ЖЕ) уда­лось свя­зать­ся со стан­ци­ей.
ЧТО(БЫ) вы ни по­же­ла­ли, всё НЕ(МЕД­ЛЕН­НО) будет ис­пол­не­но.
Учёный В (ТЕ­ЧЕ­НИЕ) суток на­блю­дал за ходом экс­пе­ри­мен­та, ЧТО(БЫ) потом на­пи­сать по­дроб­ный отчет о ре­зуль­та­тах ис­сле­до­ва­ния.
(ПО)НА­ЧА­ЛУ ка­за­лось, что он дрем­лет КАК(БЫ) не­за­мет­но.

14. За­да­ние 14 № 4364. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.
Вдали, на кру­том из­вест­ко­вом бе­ре­гу, под­мы­том раз­ли­ва­ми, в утре(1)ем воз­ду­хе ясно вид­не­ет­ся село с белой каме(2)ой цер­ко­вью и ветря(3)ыми мель­ни­ца­ми.

15. За­да­ние 15 № 2494. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.
1) Пус­кай по­слу­жит он в армии да по­тя­нет лямку да по­ню­ха­ет по­ро­ху да будет сол­дат.
2) Те­перь уже де­ре­вья не за­сло­ня­ли про­сто­ра и поз­во­ля­ли ви­деть небо и даль.
3) И стар­шие и мы сами страш­но ис­пу­га­лись и при­шли в смя­те­ние.
4) И в этот самый мо­мент к эша­фо­ту подъ­е­хал цар­ский адъ­ютант и оста­но­вил рас­стрел.
5) По­лы­ха­ли лес­ные по­жа­ры и в воз­ду­хе пахло гарью.
              
16. За­да­ние 16 № 2532. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Ве­роч­ка (1) при­ни­мая опята (2) рос­шие за вы­руб­кой на ста­рых пнях (3) за по­ган­ки (4) бо­я­лась их со­би­рать.
17. За­да­ние 17 № 4997. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.
Яркие ил­лю­стра­ции в книге (1) ко­неч­но (2) при­вле­ка­ют вни­ма­ние чи­та­те­ля. Мне­ние из­вест­но­го кри­ти­ка (3) ка­за­лось (4) убе­ди­тель­ным.
18. За­да­ние 18 № 2457. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.
Пуш­кин край­не за­ин­те­ре­со­вал­ся рас­ска­зом П. В. На­що­ки­на и при­нял­ся за со­став­ле­ние пла­нов, а вско­ре и за пи­са­ние ро­ма­на (1) герой (2) ко­то­ро­го (3) в пер­во­на­чаль­ном плане (4) фи­гу­ри­ру­ет под фа­ми­ли­ей Ост­ров­ско­го, из­ме­нен­ной затем на Дуб­ров­ско­го.
19. За­да­ние 19 № 9314. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.
Я про­сто не готов к тому (1) чтобы про­стить­ся со своим увле­че­ни­ем жи­во­пи­сью (2) и (3) если мне суж­де­но когда-то стать на­сто­я­щим ху­дож­ни­ком (4) я им все­не­пре­мен­но стану.
20. За­да­ние 20 № 1016. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.
Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Не­вни­ма­ние че­ло­ве­ка к про­бле­мам эко­ло­гии может при­ве­сти к не­га­тив­ным со­ци­аль­ным и эко­но­ми­че­ским по­след­стви­ям.
2) До­сто­вер­ность ин­фор­ма­ции нуж­да­ет­ся в про­вер­ке.
3) Един­ствен­ное, чему сле­ду­ет учить под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние, — это уме­ние до­бы­вать ин­фор­ма­цию.
4) В ис­то­рии су­ще­ство­ва­ло мно­же­ство раз­лич­ных типов фи­ло­со­фии.
5) Важно ду­мать о том, чтобы своё мне­ние было до­ка­за­но и чтобы оно хотя бы стре­ми­лось стать зна­ни­ем.

(1)Поз­воль­те на­пом­нить из­вест­ное из­ре­че­ние: «Где наша муд­рость, по­те­рян­ная в зна­ни­ях? Где наше зна­ние, по­те­рян­ное в ин­фор­ма­ции?»

(2)Выс­шее, чего может до­стичь че­ло­век, — это муд­рость. (3)Ей бы по­ла­га­лось стать школь­ным пред­ме­том, муд­ро­сти надо учить. (4)Точ­нее, к муд­ро­сти на­доб­но при­учать — как к осто­рож­но­сти суж­де­ний, воз­дер­жа­нию от не­до­ста­точ­но обос­но­ван­ных утвер­жде­ний, уме­нию при­ни­мать во вни­ма­ние мно­же­ство фак­то­ров, опи­ра­ясь на то, что рож­де­но раз­но­об­ра­зи­ем ис­то­ри­че­ско­го опыта. (5)Это боль­ше, чем зна­ния. (б)Это ещё и ин­ту­и­ция, и от­вра­ще­ние к са­мо­об­ма­ну. (7)Муд­рый че­ло­век ни­ко­гда не са­мо­на­де­ян: он не счи­та­ет ко­неч­ны­ми по­лу­чен­ные им ре­зуль­та­ты раз­ду­мий, он до­пус­ка­ет их оши­боч­ность, со­по­став­ляя их с прямо про­ти­во­по­лож­ны­ми утвер­жде­ни­я­ми и на­хо­дя про­бе­лы в том, что ка­за­лось бес­спор­ным.

(8)Муд­рость нуж­да­ет­ся в зна­ни­ях, но не сво­дит­ся к ним.

(9)Кто-то может знать, до­пу­стим, все раз­но­вид­но­сти ба­бо­чек и ни­че­го не смыс­лить в про­бле­мах эко­ло­гии. (10)Даже не ин­те­ре­со­вать­ся ими. (11)В таком слу­чае че­ло­век упус­ка­ет из вида связь от­дель­но взя­той ба­боч­ки с устрой­ством мира.

(12)3нания от­ве­ча­ют на во­прос «По­че­му?», а ин­фор­ма­ция — толь­ко на во­про­сы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание со­сто­ит из «по­ни­ма­ний» и яв­ля­ет­ся до­сто­я­ни­ем науки. (14)3нание нуж­да­ет­ся в ин­фор­ма­ции, но не сво­дит­ся к ней — оно выше, по­сколь­ку знает, как про­ве­рять до­сто­вер­ность ин­фор­ма­ции.

(15)3нание в ев­ро­пей­ской, а те­перь и в об­ще­ми­ро­вой на­уч­ной тра­ди­ции все­гда про­ти­во­сто­я­ло мне­нию. (16)Мне­ние — это всего лишь не­ко­то­рое от­но­ше­ние к чему-либо, а зна­ние — это, по­вто­рю, по­ни­ма­ние за­ко­но­мер­но­сти. (17)Важно не столь­ко от­ста­и­вать не­пре­мен­но своё мне­ние, сколь­ко ду­мать о том, чтобы оно было до­ка­за­но, хотя бы стре­ми­лось стать зна­ни­ем. (18)Стрем­ле­ние вся­че­ски по­ощ­рять без­осно­ва­тель­ные мне­ния как са­мо­цель очень опас­но для рас­ту­ще­го че­ло­ве­ка. (19)Не­до­ста­точ­но мыс­лить са­мо­сто­я­тель­но — надо ещё мыс­лить пра­виль­но.

(20)Вкусу к сво­бо­де, к полёту мысли надо долго учить­ся. (21)Вспом­ни­те: мысли у Бу­ра­ти­но были ко­ро­тень­кие-ко­ро­тень­кие. (22)А со­всем мо­ло­дой Пуш­кин в по­сла­нии другу на­пи­сал такие слова: «Учусь удер­жи­вать вни­ма­нье дол­гих дум...»

(23)Ока­зы­ва­ет­ся, своя мысль тре­бу­ет дол­го­го и му­чи­тель­но­го спора с собой, внут­рен­не­го жёстко­го тре­бо­ва­ния про­ве­рок и пе­ре­про­ве­рок, вы­стра­и­ва­ния длин­ных це­по­чек рас­суж­де­ний. (24)Их надо все удер­жать в круге сво­е­го на­пряжённого вни­ма­ния — это серьёзная ра­бо­та. (25)Вот что зна­чит «удер­жи­вать вни­ма­нье дол­гих дум».

(26)И для не­ко­то­рых людей это — удо­воль­ствие. (27)Со­крат, как пе­ре­даёт ле­ген­да, од­на­ж­ды так увлёкся раз­мыш­ле­ни­ем, что про­сто­ял не­по­движ­но на одном месте почти сутки, не за­ме­чая ни­че­го во­круг.

(28)Людей, оче­вид­но, можно раз­де­лить на две ка­те­го­рии: спо­соб­ных «удер­жи­вать вни­ма­ние дол­гих дум» и тех, кто пред­по­чи­та­ет ко­рот­кие, про­стень­кие мысли, что не ме­ша­ет их са­мо­до­воль­ству и са­мо­влюблённо­сти. (29)Когда по­ощ­ря­ют не­обос­но­ван­ные мне­ния, то под­дер­жи­ва­ют в че­ло­ве­ке вот эту са­мо­влюблённость и склон­ность к са­мо­об­ма­ну.

(ЗО)По­то­му се­год­ня так важно уйти от одоб­ре­ния, от по­ощ­ре­ния ко­ро­тень­ких, как у Бу­ра­ти­но, мыс­лей и учить­ся у Пуш­ки­на с его пред­по­чте­ньем «дол­гих дум».
(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Ми­хай­ло­вич Бим-Бад (род. в 1941 г.) — ака­де­мик РАО.
              
21. За­да­ние 21 № 1017. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.
Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) В пред­ло­же­ни­ях 15—19 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.
2) 23 и 24 пред­ло­же­ния под­твер­жда­ют суж­де­ние, вы­ска­зан­ное в 20 пред­ло­же­нии тек­ста.
3) 2 пред­ло­же­ние тек­ста со­дер­жит опи­са­тель­ный фраг­мент.
4) В пред­ло­же­нии 30 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.
5) В пред­ло­же­нии 7 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

              
22. За­да­ние 22 № 1018. Из пред­ло­же­ния 28 вы­пи­ши­те си­но­ни­мы к слову «эго­изм».

              
23. За­да­ние 23 № 1025. Среди пред­ло­же­ний 2—7 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи лич­но­го ме­сто­име­ния и форм слова. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.
24. За­да­ние 24 № 1026. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.
«Автор на­чи­на­ет бе­се­ду с чи­та­те­лем, ис­поль­зуя такой приём, как (А)_____ (пред­ло­же­ние 1). Стре­мясь рас­крыть слож­ные по­ня­тия, Б. Бим-Бад при­бе­га­ет к ис­поль­зо­ва­нию та­ко­го син­так­си­че­ско­го сред­ства, как (Б)_____ (на­при­мер, в пред­ло­же­ни­ях 4, 6, 8), а также та­ко­го приёма, как (В)_____ (в пред­ло­же­нии 16). Опи­сы­вая про­цесс мыш­ле­ния, автор ис­поль­зу­ет такой троп, как (Г)_____ {«му­чи­тель­но­го спора», «жёстко­го тре­бо­ва­ния» в пред­ло­же­нии 23)».

Спи­сок тер­ми­нов:
1) ли­то­та
2) фра­зео­ло­гизм
3) эпи­тет
4) ци­ти­ро­ва­ние
5) про­ти­во­по­став­ле­ние
6) вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние
7) пар­цел­ля­ция
8) ряд од­но­род­ных чле­нов
9) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:
AБВГ

Комментариев нет :

Отправить комментарий