Решить тест, определить проблему (ы), позицию автора, привести аргументы.
* Василий Иванович Белов (родился в 1932 году), один из выдающихся русских писателей современности. Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества — интерес к жизни современного человека, к его духовному миру.
24. Задание 24 № 874. Прочитайте
фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в
рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры,
соответствующие номеру термина из списка.
«Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с помощью разнообразных средств выразительности. Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические средства, как (А)_____ («...неброской, неяркой, скромной...» — предложение 1; «...ярких, выразительных...» — предложение 2). (Б)_____ (предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение авторатекста. При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как (В)_____ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок» и т. д. При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие синтаксические средства, как (Г)_____ (предложения 3, 20)».
Вариант № 2 А
1. Задание 1 № 8876. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)
Автомобили, приводимые в движение двигателями
внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная
проблема, особенно в крупных городах.
2)
В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих
окружающую среду, перед автомобильной промышленностью встала
задача создания экологического автомобиля,
работающего на менее вредном горючем.
3)
Автомобиль как транспортное средство становится всё более
популярным, и в связи с этим перед автомобильной
промышленностью встают серьёзные задачи.
4) Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не загрязнять её промышленными отходами.
(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2)Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличивается количество автомобилей. (3)<...> создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промышленности. |
2. Задание 2 № 8877. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
Ведь
Так как
Поэтому
Потому что
Но
Ведь
Так как
Поэтому
Потому что
Но
3. Задание 3 № 8878. Прочитайте
фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения
слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово
использовано в предложении 1. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте
словарной статьи.
СРЕДСТВО, -а, ср.
СРЕДСТВО, -а, ср.
1) Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-либо.
2) Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности.Средства защиты.
3) Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Косметические средства.
4) Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.
5) Капитал состояние. Человек со средствами.
4. Задание 4 № 3806. В
одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук. Выпишите это слово.
поднЯв
укрЕпит
вОвремя
поделЁнный
убралА
поднЯв
укрЕпит
вОвремя
поделЁнный
убралА
5. Задание 5 № 2395. В
одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
Внутренность типографии вся выгорела, в огне погибли значительные ценности, но страховые общества, в силу своих уставов, отказались ОПЛАТИТЬ убытки.
В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
Внутренность типографии вся выгорела, в огне погибли значительные ценности, но страховые общества, в силу своих уставов, отказались ОПЛАТИТЬ убытки.
6. Задание 6 № 1979. В
одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании
формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ
килограмм ПОМИДОРОВ
ЕХАЙ вперёд
в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году
пара САПОГ
килограмм ПОМИДОРОВ
ЕХАЙ вперёд
в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году
7. Задание 7 № 7773. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,учитывается авторская позиция. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Это был характерный ему почерк. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Отец очень любит шахматные соревнования и ловить рыбу. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Кто-то из москвичек-конькобежек неудачно выступили на соревнованиях. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) По радио сообщили, как будто завтра ожидаются осадки. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложений с косвенной речью |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
8. Задание 8 № 9328. Определите
слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
орб..тальный
сув..ренитет
разг..релся
выб..рать
прик..саться
орб..тальный
сув..ренитет
разг..релся
выб..рать
прик..саться
9. Задание 9 № 4210. Определите
ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та
же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..верить, поз..прошлогодний;
пр..интересный, пр..брежный;
в..езд, зав..южить;
бе..тактный, в..пыхнуть;
по..делка, о..тепель.
пр..верить, поз..прошлогодний;
пр..интересный, пр..брежный;
в..езд, зав..южить;
бе..тактный, в..пыхнуть;
по..делка, о..тепель.
10. Задание 10 № 3861. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
высме..вающий
запечатл..вать
се..вший
сид..вший
выздоров..ть
высме..вающий
запечатл..вать
се..вший
сид..вший
выздоров..ть
11. Задание 11 № 243. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
запиш..шь
вытащ..шь
закле..вший
муч..мый
корм..щий
запиш..шь
вытащ..шь
закле..вший
муч..мый
корм..щий
12. Задание 12 № 6352. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Миша был (не)похож на брата.
Мне показалось, что Светлана (не)рада меня видеть.
Домашняя работа так и осталась (не)сделана.
В конце фильма герои из (не)примиримых врагов превращаются в близких друзей.
На соревнованиях Антон показал далеко (не)лучший результат.
13. Задание 13 № 1653. Определите
предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Павел
Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился,
придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.
(ПО)НАЧАЛУ
романа молодого писателя трудно было судить о таланте
автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оцен<ИЛИ> его
произведение по достоинству.
(ПО)НАЧАЛУ
казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели
никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел
обсуждает его выступление.
Лес спит молча, неподвижно, (КАК)БУДТО всматривается КУДА(ТО) своими верхушками.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ он раскаивался, что ИЗ(ЗА) отсутствия времени не смог выполнить её просьбу.
14. Задание 14 № 6230. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.Цифры укажите в порядке возрастания.
На
углу Гороховой — единстве(1)ый извозчик, старик, в армяке,
подпояса(2)ом обрывками вылинявшей вожжи, в рыжей овчи(3)ой
шапке, из которой султаном торчит кусок пакли; пузатая мохнатая
лошадёнка его запряже(4)а в низкие лубочные санки.
15. Задание 15 № 5154. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
3) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
4) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.
5) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
16. Задание 16 № 3787. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Работая
(1) над текстом комедии Я. Б. Княжнина (2) В. А. Пашкевич
проявил себя (3) удивительно одарённым (4) музыкантом
17. Задание 17 № 4724. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Цифры укажите в порядке возрастания.
Настоящее
языкотворчество заключается (1) во-первых (2) в том, чтобы
создать новое из слов готовых, во-вторых (3) в том, чтобы
произвести тончайшее сцепление слов.
18. Задание 18 № 4883. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вчера вечером (1) простился я со своим спутником (2) добросердечия (3) которого (4) не забуду никогда.
19. Задание 19 № 4143. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Цифры укажите в порядке возрастания.
Пётр
Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и
(2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел
молча.
20. Задание 20 № 864. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Природа русского Севера неброская и неяркая.
2) У человека пока нет таких красок, чтобы описать многие цветовых состояния закатного или утреннего неба.
3) Заметить тончайшие изменения в цвете могут только художники.
4) Человеку, крайне погружённому в свои проблемы, недоступно восприятие бесконечно меняющихся картин мира.
5) Снег и серые облака в хмурые дни абсолютно однотонны и не меняются в течение дня.
(1)С
чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты
называют неброской, неяркой и скромной. (2)Между тем нигде по
стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и
многозвучных красок, как на Севере России.
(3)Красота
этих мест обусловлена не одним лишь разнообразием ландшафтов,
сочетающих невысокие горы, холмы, долины, распадки, озёра и
реки, обрамлённые лесами, лугами, кустарниками; она
обусловлена и разнообразными, то и дело сменяющими друг
друга пейзажными настроениями. (4)Эта смена происходит порою
буквально в считаные секунды, не говоря уже о переменах,
связанных с четырьмя временами года. (5)Лесное озеро из
густо-синего моментально может преобразиться в
серебристо-сиреневое, стоит подуть из леса лёгкому шуточному
ветерку. (6)Ржаное поле и берёзовый лес, речное лоно и луговая
трава меняют свои цвета в зависимости от силы и направления
ветра. (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи,
новолуние и полнолуние, тепло и холод. (8)Бесчисленная смена
состояний и сочетаний всего этого тотчас отражается на
пейзаже, сопровождая его ещё и своеобразием запахов, звуков,
а то абсолютной тишиной, какая бывает в предутреннюю пору
белой безветренной ночи, либо в зимнюю, тоже совершенно
безветренную нехолодную ночь. (9)Вспомним короткие, почти
чёрно-белые зимние дни, сопровождаемые, казалось бы, одной
графикой: белые поля, чёрные леса и изгороди, серые дома и
постройки. (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что
говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре! (11)У
человека пока нет таких красок, нет и названий многих цветовых
состояний закатного или утреннего неба. (12)Сказать, что заря
алая (или багровая, или лиловая), значит почти ничего не
сказать: заря ежеминутно меняет свои цвета и оттенки, на линии
горизонта краски одни, чуть выше совсем другие, и самой границы
между зарёй и небом не существует. (13)А каким цветом назовёшь ярко
слепящий солнечным блеском зимний наст, в тени
голубовато-просвеченный в глубину и серебристый, словно
плавящийся под прямыми лучами? (14)Морозное солнце рождает
такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему
тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом
весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва
заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть
голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с
сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой
салатной окраской осинок. (16)Такое предвесеннее состояние
ассоциируется с умиротворённою тишиной, с запахами снега,
древесной плоти, сена, печного дыма.
(17)А
сколько состояний ночного густо-фиолетового неба с
гроздьями звёзд, уходящими в перспективу и бесконечность!
(18)Весеннее и летнее небо меняет свои цвета так же быстро, не
скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски
безгранична. (19)Постоянно меняются и зелёные краски леса, и
цвет водной глади в озёрах и реках. (20)Вода то светлая, стальная, то
голубая, то синяя до чернильной густоты, то вдруг, особенно в
тишине первых осенних холодов, становится зеленоватой.
(21)Надо
быть глухим и слепым или же болезненно увлечённым чем-то
отрешённо-своим, чтобы не замечать этих бесконечно меняющихся
картин мира.
(По В. Белову*)
* Василий Иванович Белов (родился в 1932 году), один из выдающихся русских писателей современности. Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества — интерес к жизни современного человека, к его духовному миру.
21. Задание 21 № 865. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.
1) Предложения 4—8 доказывают суждение, высказанное в предложении 3.
2) В предложениях 17—21 наряду с рассуждением представлено описание.
3) В предложении 13 содержится вывод из предложений 10—12.
4) В предложениях 14—15 представлено описание.
5) В предложении 5 представлено повествование.
22. Задание 22 № 866. Из предложения 5 выпишите контекстные синонимы.
23. Задание 23 № 873. Среди
предложений 1—5 найдите предложение, которое связано с
предыдущим с помощью местоимения и однокоренного слова.
Напишите номер этого предложения.
«Бесконечно меняющаяся картина мира описана автором текста с помощью разнообразных средств выразительности. Так, уже в первом предложении употреблены такие лексические средства, как (А)_____ («...неброской, неяркой, скромной...» — предложение 1; «...ярких, выразительных...» — предложение 2). (Б)_____ (предложения 10, 17) подчёркивают эмоциональное настроение авторатекста. При описании пейзажей Севера В. Белов использует такой троп, как (В)_____ «сизоватая ольха», «шуточный ветерок» и т. д. При описании природы Севера, её неповторимости автор употребляет такие синтаксические средства, как (Г)_____ (предложения 3, 20)».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) эпитеты
3) фразеологизм
4) контекстные синонимы
5) анафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) ряды однородных членов
9) риторические восклицания
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Комментариев нет :
Отправить комментарий