В.Брюсов
Прочитать. кратко законспектировать.
«Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны" ( прочитать. проанализировать, тексты иметь на уроке)
Прочитать. кратко законспектировать.
Русский поэт-символист Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве. В его семье чтили знания, образованность, поэтому сначала Брюсов учился в разных частных московских гимназиях, потом – на историко-филологическом факультете Московского университета. Но круг его интересов с детства формировался благодаря самообразованию, любви к чтению. В детстве и юности его привлекали не только литература, но и научные книги по естественным наукам и астрономии, а любовь к математике осталась у него на всю жизнь. Позднее он даже преподавал историю математики в университете. Брюсов знал много языков, изучал историю и теорию литературы, историю античной культуры и эпохи Ренессанса, философию всех времен и даже средневековый оккультизм.
За разносторонность его интересов и глубину погружения в изучаемый материал его называли Русским Фаустом. Да и сам Брюсов писал в своем дневнике о том, что даже сто жизней не насытили бы сжигающей его жажды познания. Несмотря на обширный круг интересов и занятий Брюсова, известен он все же как поэт-символист. В отличие от эмоционально-пронзительного, музыкального и трепетного Блока, от вкрадчиво-певучего, несколько вычурного Бальмонта, от изобретательного и воздушно-грациозного Белого, Брюсов в своей поэзии отличался расчерченной, вымеренной архитектоникой, твердой кованостью стиха, скульптурно-выпуклой четкостью образов. Коллеги по цеху, символисты, упрекали его в рационализме и «привкусе трудового пота», проникнувшего в его стихи.
Первый сборник стихов Брюсова вышел в 1894 году, после чего он ежегодно выпускал по одной, две, а иногда и по три книги. Это были не только стихи, но и рассказы, и романы, и драмы, и переводы, а также научные исследования, сборники статей. Стоит упомянуть его исторические романы «Огненный ангел» (Германия XVI век) и «Алтарь победы» (быт Римской империи IV век), имеющие познавательную и художественную ценность. Как поэт и писатель Брюсов романтически преобразует серую, «неправую, некрасивую» действительность. Его привлекает яркий, героический мир. Он искал его в прошлом и будущем («Ассаргадон» (1897), «Бальдеру Локи» (1904), «Антоний» (1905), "Сын земли" (1913), «Юношам» (1914) и др.
Революции 1905 и 1917 гг. не могли не отразиться на творчестве Брюсова. Как гражданин своей страны и как историк он чувствовал грядущие события и уже в 1901-1905 гг. предвидит масштабные перемены в стихотворениях «Каменщик» (1901), «Грядущие гунны» (1904-1905), «Близким» (1905), «Довольным» (1905) и др. А его «Кинжал» (1903) с лермонтовским эпиграфом продолжает классическую тему о назначении поэта, который должен быть «всегда с людьми» во время грозных событий, чтобы быть «песенником борьбы». Но есть в таких стихах поэта и горькие ноты. Он опять-таки предвидит, что наступающее время несет гибель, уничтожение всего, что так близко его сердцу – сокровища искусств и знаний. «Бесследно все сгибнет…» - пишет он в стихотворении «Грядущие гунны», описывая костры из книг и «мерзости во храме». Это пророчество написано еще до революции 1917 года. Какая прозорливость, если учесть, что так все и произошло! Поэзия Брюсова разнообразна тематикой, мотивами, жанрами. Интимная лирика представлена стихами «Ненужная любовь» (1896), «Женщине» (1899), «Отречение» (1909), «Женский портрет» (1913), «Гимн Афродите» (1920). В его стихах мы найдем и классический русский пейзаж, и картины города.
Пожалуй, он был первым русским поэтом урбанистом. Его перу принадлежит образ большого города, с толпами людей, звуками автомобилей и рекламными огнями: «Работа» (1917), «Пока есть небо» (1917), «Зов автомобиля» (1917), «Ученик Орфея» (1918). Брюсов стремился в своем творчестве объять все времена истории. Он написал большой цикл баллад на темы мифов разных народов и их истории, рисуя не только «любимцев веков» Александра Македонского, Юлия Цезаря, Наполеона и других знаменитостей, но и безымянных рабов, строителей римских дорог и египетских пирамид. Его привлекал образ человека-творца, побеждающего стихии («Хвала человеку» - 1906). Брюсов умер в 1924 году на 51-ом году жизни от воспаления легких.
Творчество Валерия Брюсова многогранно. Начав с декадентского течения символизма, в конце своей относительно короткой жизни он пришел к иным позициям, больше соответствующим той эпохе, свидетелем которой он был. Символизм украшал русскую поэзию прикосновением к святая святых человеческой души, раскрывая тайны глубоко скрытых чувств и сиюминутных переживаний. В удивительном стихотворении раннего Брюсова «Женщине» (1899) просматриваются все признаки символизма, которые он декларировал в своих литературных программах и манифестах. Женщина для него тайна, подобная непрочитанной книге, запечатанному свитку, в которых скрыты непостижимые слова, думы, безумные чувства. Образ женщины – божества создается с помощью соответствующей символизму лексики: «ведьмовской напиток», «обжигающее пламя», «корона звездная» - пытка, словословие, служение и молитва. Как обычно, в изображении мгновенных ощущений все перепуталось: тайное ведьмовское и тайное божественное. В том и прелесть загадки женщины. А ставшая хрестоматийной фраза «Ты женщина, и этим ты права» - это уже кажется не излюбленным декадентским изыском, а выводом из реального жизненного опыта.
Исследуя глубины своего «я», свойственные символизму, молодой Брюсов обнаруживает в себе слиянность с природой, радостную жизнь города, счастье труда (стихотворение «К самому себе» - 1900). Но, будучи верным законам символизма, он воображает себя извивающейся рекой, веселой дорогой, свободной волной «в бесконечном просторе». А в конце – вполне по-декадентски – страх, что его жизнь – это «сон бытия» и желание даже после смерти «сознавать свое вольное «я». Заметна перекличка с концовкой лермонтовского стихотворения «Выхожу один я на дорогу». На своем творческом пути Брюсов пережил много изменений, тенденция к которым наблюдалась еще на ранних этапах. Будучи рьяным приверженцем декаданса, по прошествии лет он сближается с Горьким, открыто принимаетОктябрьскую революцию, проявляет себя как активный строитель новой жизни и даже становится коммунистом, после чего много работает в журналистике, издательском деле и на разных должностях Наркомпроса. Есть что-то общее, соединяющее все этапы творчества Брюсова: убежденность в нетленной ценности человеческой личности, духовных завоеваний, вера в могущество человека, в его способность решить самые сложные задачи, раскрыть все тайны, преодолеть все трудности и сотворить совершенный мир, который был бы достоин человеческого гения.
Брюсов первый из символистов ощутил надвигающийся кризис символизма. Ему тесно в нем, он чувствует себя чуть ли не маской, существующей отдельно от человека. Когда в 1903 г. вышел сборник Брюсова «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), А. Блок, рецензируя книгу, приходит к выводу, что сборник превзошел все предыдущие брюсовские сборники, и это является важным и знаменательным литературным фактом, что его декадентство позади, и пути назад уже не существует. Действительно, это книга показала новые грани творчества Брюсова, раскрыла его новый потенциал. Именно здесь в полную силу зазвучала тема радостного труда: «Работа», «Каменщик», «Блудный сын» и др. Революционные катаклизмы не могли не отразиться на творчестве Бюсова. О этом его стихи «Грядущие гунны», «Под гулы и взрывы», «Октябрь 1917 года», «Коммунарам» и несколько сборников: «Последние мечты», «Миг», «Дали» и др. В последние годы своей жизни Брюсов много работает над переводами армянских поэтов, его книга «Поэзия Армении» выходит в 1916 г. До 1923 года он создает «Летопись исторических судеб армянского народа». Кроме поэтического творчества, много времени Брюсов отдает общественно-политической, журналистской и издательской деятельности.
«Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны" ( прочитать. проанализировать, тексты иметь на уроке)
Комментариев нет :
Отправить комментарий