понедельник, 30 ноября 2015 г.

11 а литература

А.Бок Сб. "Стихи о Прекрасной даме"
 "Вхожу я в тёмные храмы"
 "Я, отрок, зажигаю свечи"
"Предчувствую тебя. года проходят мимо"

Тема "страшного мира"
Незнакомка» 
«Ночь, улица, фонарь…»
 «В ресторане»
«Фабрика"

Цикл стихотворений о Прекрасной Даме

Цикл стихотворений о Прекрасной Даме — своего рода поэтический дневник, написанием которого Александр Блок занимался в 1901-1902 годах. Это время первой, самой нежной и пылкой влюбленности поэта в его будущую жену, Любовь Дмитриевну Менделееву (дочь создателя периодической таблицы химических элементов Дм. Менделеева). Цикл стихотворений о Прекрасной Даме Блок называл истинным истоком всего своего творчества и на таком его значении настаивал до конца жизни. По воспоминаниям Владимира Пяста, даже перед смертью Блок говорил об этих стихах, утверждая, что кроме них все в его творчестве пустяки. 


Первая книга цикла стихотворений о Прекрасной Даме была опубликована в журнале «Северные цветы» в 1903 году. В нее вошло около половины стихов, написанных в означенный период. Блок распределил их в строгом хронологическом порядке, подчеркивая дневниковый характер цикла. Стихи были юношеские, несовершенные, и сам автор понимал это: Блок позднее возвращался к ним, что-то переделывал и исправлял, составлял другие сборники. В 1920 году опубликовал новый цикл стихотворений о Прекрасной Даме - «За гранью прошлых дней». 

Есть информация, что потом Блок планировал переиздать свой цикл по подобию цикла стихотворений Данте Vita Nuova(«Новая жизнь»): там каждому стиху предшествовала соответствующая дневниковая запись типа «Сегодня встретил ее на мосту и родились такие-то стихи». Однако подобная работа требовала большого напряжения, и цикл стихотворений о Прекрасной Даме остался в прежнем виде. 

«Стихи о Прекрасной Даме» писались вдали от городской суеты, в них деревенское преобладает над городским. Первая книга цикла повествует о том, как вспыхивает восторженная любовь к соседской девочке у подростка, и обыкновенная русская деревня преображается в неземное селение. В рассыпанных по стихам «узорчатым дверям», «красным лампадам», тереме царевны, который стоит на высокой горе, и к нему слетаются голуби, - во всем этом угадывается помещичья усадьба с голубятней, церковкой, березняком... Все образы в цикле стихотворений о Прекрасной Даме возвышенные (не сказать выспренные), но легко расшифровываются, и загадочная песнь превращается в почти бытовую повесть. 

За городом в полях весною воздух дышит. 
Иду и трепещу в предвестии огня. 
Там, знаю, впереди - морскую зыбь колышет 
Дыханье сумрака - и мучает меня.

Я помню: далеко шумит, шумит столица.
Там, в сумерках весны, неугомонный зной.
О, скудные сердца! Как безнадежны лица!
Не знавшие весны тоскуют над собой.

А здесь, как память лет невинных и великих,
Из сумрака зари - неведомые лики
Вещают жизни строй и вечности огни...

Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева,
Закатная, Таинственная Дева,
И завтра и вчера огнем соедини.

Центральный образ цикла — это, конечно, сама Прекрасная Дама, воплощение Вечной Женственности. Ее Блок называет и Вечной Весной, и Вечной Женой, и Недостижимой, и Непостижимой. Она Царевна, Владычица, Дева. Она же Хранительница, Несравненная, Закатная Таинственная, Вечно Юная. Но главное в цикле стихотворений о Прекрасной Даме — тайна, мистическое, таинственное. Лишите Прекрасную Даму ее тайны, и она перестанет быть. 

Образ Прекрасной Дамы предстает как заново на каждой новой странице. Она видится словно через туманную дымку: образ двоится, клубится, зыблется; то ли она звезда, то ли женщина, то ли икона, то ли изваяние, залитое солнцем. Отличительной чертой стиля в цикле стихотворений о Прекрасной Даме является уклончивость, какая-то дремотная речь, переходящая в шепот. Только таким образом и можно было создать тот зыбкий образ Прекрасной Дамы, только потому она видится всякому Прекрасной — потому что сквозь туман каждый сам дорисовывает в соответствии со своим вкусом и воображением, и всякий раз получается Она. Выражался бы Блок конкретно – получился бы цикл стихотворений о Прекрасной Даме, которая была только его. А так — каждый решает загаданную загадку, как хочет и как умеет.

Вечереющий день, догорая,
Отступает в ночные края.
Посещает меня, возрастая,
Неотступная Тайна моя.

Неужели и страстная дума,
Бесконечно земная волна,
Затерявшись средь здешнего шума,
Не исчерпает жизни до дна?

Неужели в холодные сферы
С неразгаданной тайной земли
Отошли и печали без меры,
И любовные сны отошли?

Умирают мои угнетенья,
Утоляются горести дня,
Только Ты одинокою тенью
Посети на закате меня.

Цикл стихотворений о Прекрасной Даме был воспринят неоднозначно. Но более всего Блок был огорчен тем, что его отец не принял этих стихов. Александр Львович, отец поэта, нашел стихи непонятными, излишне эротическими и даже... рекламными. Отвечая ему, Блок находит свое оправдание в том, что стихи цикла зато оказались понятными «неинтеллигентным» людям, а также в том, что открытая и воспетая им вечная сущность будет рано или поздно воспринята всеми.

Сегодня цикл стихотворений о Прекрасной Даме стоит в одном ряду с лирикой Шекспира, воспевшего Смуглую леди сонетов, Данте с его Божественной Беатриче, Петрарки, обессмертившего Лауру, и других великих певцов Вечной Женственности. 


« 

Комментариев нет :

Отправить комментарий