ПОШАГОВАЯ РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ (Очень актуально)
1. Читаем тему.
2. Определяем вид заголовка:
1) тема - понятие
2) тема - вопрос
3) тема - тезис, утверждение,
суждение
3. Определяем содержание темы:
- Анализируем все слова заголовка, отвечая
для себя на вопрос, что значит каждое слово.
- Ищем ключевые слова в заголовке.
- Задаём себе вопрос "О ЧЁМ я буду
писать?
Таким образом, мы формулируем тему.
4. Определяем объём темы: на какие
образы, на какие произведения будем опираться.
5. Высказываем тезис.
6. Определяем структурные элементы, нужные
нам, тех художественным произведениям, к которым будем обращаться.
7. Пишем аргументы, анализируя тексты.
8. Делаем вывод, пишем заключение,
повторяя тезис, но по-другому, другими словами.
9. Составляем план.
ШАБЛОН
1.
Вступление / тема - тезис: формулирование основной мысли, рассуждение/
50 слов
2.
Основная часть (250) слов. Аргумент 1 +
аргумент 2
3.
Заключение - 50 слов
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ
Вступление к сочинению. Виды вступлений, образцы.
1. Вопросно-ответное единство. Диалог
позволяет сделать вступление более энергичным.
Что такое риск? Словарь дает
ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же
люди рискуют?
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных
предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых
понятиях.
Что такое забота? Из чего
вырастает чувство сострадания?
3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие, о
котором будет рассказываться в тексте.
Чёрная обугленная земля до самого
горизонта. Мёртвая тишина. Жизнь остановилась.
4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме
и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в
споре рождается истина? Вы, наверное, сталкивались с «заядлыми спорщиками»,
которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи.
5. Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это
не банальная фраза, а одна из вселенских истин.
6. Лирическое вступление.
Рябина… Это, несомненно,
великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и
скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых
осенним дождем.
7. Краткая
справка о писателе.
М. Веллер – современный писатель.
За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и
лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное
число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке
главные? Что может человек?
8. Определение темы текста.
Память – творческий процесс, что
с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память
- тесно взаимосвязанные вещи.
9.
Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.
В жизни много таких событий,
которые надолго остаются в памяти и не забываются почти никогда. Это могут быть
как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжёлые.
10. Связь с современностью.
В человеке существуют два начала
- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством,
но, несмотря на это, в нас живёт душа поэта. Даже в городе, где,
казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живёт чувство прекрасного.
11. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой,
главной мыслью и центральными понятиями сочинения.
«Я люблю читать книги.
Раньше по радио были передачи, где артист читал главы из произведений русских
писателей. А теперь таких передач нет. Вот и перебираешь книги в библиотеке,
отыскивая ту, которая доставила бы тебе истинное удовольствие. А можно было бы
взять книгу того писателя, о котором уже слышал или уже что-то читал, и о
котором говорят, что он «классик», «настоящий писатель».
12. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ
социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.
В истории человечества есть
примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая,
подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже
в самом праве на ее существование.
Заключение.
1. Итог и обобщение.
Поразмыслив, начинаешь
понимать, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить
добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к
родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям и ко всему живому.
2. Может быть развёрнута мысль, выраженная во вступительной части.
Жизнь,
действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком,
знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит своё отражение в детях и
последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых
словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.
3. Личное отношение к написанному в сочинении.
Из заботы о близких
вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота –
это доброе чувство. Добро порождает добро.
4. Концовка-афоризм.
Снова и снова мы убеждаемся
в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То,
что сделал человек во имя
жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется,
все более утверждает и украшает жизнь на земле.
«Безумству храбрых поём мы
песню»!
5.
Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Для чего же люди рискуют? Счастье
риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая
себя, ты учишься быть настоящим человеком.
6. Цитата, если она является итоговым суждением.
Отношение к Д.С. Лихачеву
как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я
привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его
присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того
злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».
7. Корректное возражение автору.
Сложно не согласиться с
писателем ....... в том, что риск ведет к счастью победы. Но где же
проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все-таки нельзя
пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску
– слава. Не всякая жертва – подвиг.
Комментариев нет :
Отправить комментарий