Прочитать рассказ М.Горького "Старуха Изергиль".
Прочитайте, запомните ключевые моменты статьи.. ( можете кратко законспектировать).
Раннее творчество М. Горького (90-е годы XIX века первой половины 1900-х
годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано
узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою
жажду красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе.
Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к
Человеку», – писал в это время Горький. Ища, «как Диоген, Человека» (слова
самого писателя), он искал сам себя.
Личность
всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной
ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные – прекрасные – качества
(«Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).
Антигеройобычно реализуется как субъект, не захотевший или испугавшийся осуществить свое
«я», а потому теряющий индивидуальное, – растворяется в безликости.
Писатель
ищет в действительности ориентиры, необходимые для самоопределения в
противоречивом, «пестром» мире.
Человек и
человеческое как сущее – вот что находится в центре внимания автора, социальное
же начало не является определяющим и в целом мало значит. Горький явно отдает
предпочтение людям, не связанным с внешним миром.
Этот
интерес проявился, например, в новых для русской литературы героях: босяках и
«выламывающихся из своего класса» персонажах. Любимые герои писателя – это
цыгане, нищие, воры.
Нельзя
сказать, что он идеализирует воров, но тот же Челкаш с точки зрения моральных
качеств стоит несоизмеримо выше крестьянина.
В этом
вопросе Горький полемизирует с Толстым. (Заметим, Л. Толстой, отвечая в своем
дневнике на вопрос, почему «обратили внимание на Горького», пишет: «Мы все
знаем, что босяки – люди и братья, но знаем это теоретически; он же показал нам
их во весь рост, любя их, и заразил нас этой любовью. Разговоры их
неверны, преувеличены, но мы все прощаем за то, что он расширил нашу любовь».)
В письме Пятницкому от 25 июля
1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках,
словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого,
честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке
гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое
святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир – плод его
творчества, бог – частица его разума и сердца...». Писатель понимает, что в
реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало
время романтического».
В
произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма.
Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема
противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с
окружающим миром, а
также проблема человека
как личности вообще.
Действие
рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он
стоял между безграничной степью и бесконечным морем»).
Мир
произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при
оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры.
В ранних
рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто
звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и
образам.
Горький
успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней
ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море...»).
Человек и
природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с
волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и
Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко
выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.
Молодого писателя
интересует характер, личность
как проявление индивидуального,
особенного. Отсюда постоянная тяга к укрупнению изображаемого, стремление
подчеркнуть философскую значимость происходящего.
“Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,-
так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В
рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора
от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ
относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую
линию (рассказы “Макар Чудра” и “Челкаш”), в которой наиболее сильно
отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой
личностью.
Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на
своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части
(легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко) ,
каждая из которых целиком подчинена одной цели – наиболее полно создать
образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое
целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора
выявить истинную ценность человеческой жизни.
Композиция такова, что две
легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и
составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две
концепции жизни, два представления о ней.
Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом
раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе
человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее
ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно
отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.
Герои: Данко, Ларра, старуха Изергиль, рыбак с Прута, Аркадак, богатый турок. Знать , какую роль они сыграли в судьбе старухи Изергиль
Произведение «Старуха
Изергиль» было написано Максимом Горьким в 1895 году. Рассказ относится к
ранним произведениям, написанных Горьким. «Старуха Изергиль» - это одно
из произведений Горького, наполненное духом романтизма. Ведь Горький
поправу считается первым, кто ввел романтизм в русскую литературу.
Романтические произведения занимают огромное место в творчестве
писателя. Композиция рассказа «старуха Изергиль» необычна. Сам Горький
говорил, что «Старуха Изергиль» это одно из произведений, которое было
выстроено на высшем уровне, он считал его одним из лучших своих работ.
Композиция такова, что Горький пишет рассказ в рассказе, а точнее
сказать три рассказа в рассказе. Произведение состоит из трех частей:
легенда о Ларре, жизнь «старухи Изергиль» и легенда о Данко. Все три
истории различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что
Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о
смысле жизни».
Первая часть – легенда о Ларре. Главным героем, которой является молодой
человек, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, дерзок,
эгоистичен, за эти качества он и поплатился. Считая себя лучше всех, не
считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и
поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из
старейшин. За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого
человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди
называют его Ларра, что означает отверженный. Поначалу Ларре нравится
такой исход событий, так как он был свободолюбивым человеком, но после
того как проходит некоторое количество времени главный герой понимает
смысл жизни, но уже поздно он несет заслуженное наказание. Он остался
бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, которая
напоминала людям о его существовании.
Вторая часть автобиографичная. Старуха Изергиль рассказывает о своей
жизни. Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и всех она
любила, как ей казалось по-настоящему. Ее жизнь была насыщена
путешествиями, она побывала во многих районах страны и даже за ее
пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время имела
гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила
всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей
помешать (убийство часового на посту), а если бросала то бросала
полностью, безвозвратно и бесповоротно. Так же как и в легенде о Ларре
Горький пытается показать нам то общее, что соединяет эти рассказы. Это
смысл жизни. Старуха размышляет о судьбе, говоря при этом: « Что же тут –
судьба? Каждый сам себе судьба!». Она осознает смысл жизни, это не
скитание по всему свету в поисках своей любви, а спокойная тихая жизнь в
какой – нибудь деревушке с мужем и детьми.
И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главным героем легенды
выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным,
сильным, настоящим лидером, умеющим повести за собой народ,
свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда
смелы, он решает помочь своему народу, он возглавляет их для того, чтобы
вывести людей из дремучего леса. Дорога была нелегка, и когда весь
народ взбунтовался против Данко, он вырвал свое сердце из груди для того
чтобы освещать людям дорогу и дарить людям доброту и тепло, исходящее
от пылающего любовью сердца. Но как только люди достигли желаемой цели
то никто даже не вспомнил о умирающем Данко, который так любил народ и
делал все для того чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи
степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко,
который видел свой смысл жизни в помощи людям.
Романтизм в произведениях Горького занимает центральную позицию.
Произведение «старуха Изергиль» является одним из достояний этого
направления в литературе конца 19 века. Горький полностью раскрывает
свою задумку о смысле жизни. Он показывает три точки зрения, тем самым
дает читателю вопрос для размышления «в чем есть смысл жизни?»
4
0
0
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/story/20043-staruha-izergil-sbornik-gorkij-m
Произведение «Старуха
Изергиль» было написано Максимом Горьким в 1895 году. Рассказ относится к
ранним произведениям, написанных Горьким. «Старуха Изергиль» - это одно
из произведений Горького, наполненное духом романтизма. Ведь Горький
поправу считается первым, кто ввел романтизм в русскую литературу.
Романтические произведения занимают огромное место в творчестве
писателя. Композиция рассказа «старуха Изергиль» необычна. Сам Горький
говорил, что «Старуха Изергиль» это одно из произведений, которое было
выстроено на высшем уровне, он считал его одним из лучших своих работ.
Композиция такова, что Горький пишет рассказ в рассказе, а точнее
сказать три рассказа в рассказе. Произведение состоит из трех частей:
легенда о Ларре, жизнь «старухи Изергиль» и легенда о Данко. Все три
истории различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что
Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о
смысле жизни».
Первая часть – легенда о Ларре. Главным героем, которой является молодой
человек, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, дерзок,
эгоистичен, за эти качества он и поплатился. Считая себя лучше всех, не
считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и
поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из
старейшин. За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого
человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди
называют его Ларра, что означает отверженный. Поначалу Ларре нравится
такой исход событий, так как он был свободолюбивым человеком, но после
того как проходит некоторое количество времени главный герой понимает
смысл жизни, но уже поздно он несет заслуженное наказание. Он остался
бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, которая
напоминала людям о его существовании.
Вторая часть автобиографичная. Старуха Изергиль рассказывает о своей
жизни. Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и всех она
любила, как ей казалось по-настоящему. Ее жизнь была насыщена
путешествиями, она побывала во многих районах страны и даже за ее
пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время имела
гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила
всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей
помешать (убийство часового на посту), а если бросала то бросала
полностью, безвозвратно и бесповоротно. Так же как и в легенде о Ларре
Горький пытается показать нам то общее, что соединяет эти рассказы. Это
смысл жизни. Старуха размышляет о судьбе, говоря при этом: « Что же тут –
судьба? Каждый сам себе судьба!». Она осознает смысл жизни, это не
скитание по всему свету в поисках своей любви, а спокойная тихая жизнь в
какой – нибудь деревушке с мужем и детьми.
И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главным героем легенды
выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным,
сильным, настоящим лидером, умеющим повести за собой народ,
свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда
смелы, он решает помочь своему народу, он возглавляет их для того, чтобы
вывести людей из дремучего леса. Дорога была нелегка, и когда весь
народ взбунтовался против Данко, он вырвал свое сердце из груди для того
чтобы освещать людям дорогу и дарить людям доброту и тепло, исходящее
от пылающего любовью сердца. Но как только люди достигли желаемой цели
то никто даже не вспомнил о умирающем Данко, который так любил народ и
делал все для того чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи
степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко,
который видел свой смысл жизни в помощи людям.
Романтизм в произведениях Горького занимает центральную позицию.
Произведение «старуха Изергиль» является одним из достояний этого
направления в литературе конца 19 века. Горький полностью раскрывает
свою задумку о смысле жизни. Он показывает три точки зрения, тем самым
дает читателю вопрос для размышления «в чем есть смысл жизни?»
4
0
0
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/story/20043-staruha-izergil-sbornik-gorkij-m
Комментариев нет :
Отправить комментарий