Решить тест, определить проблему(ы)текста, позицию автора, привести аргументы.
Вариант № 3 А
1. Задание
1 № 445. В каких
из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте?
1) Глубоким заблуждением
является представление о том, что человек, проживающий сегодня в
городе, по-прежнему является такой же частью природы, как и любое другое
живое существо.
2) Современный человек —
по-прежнему часть природы, он нуждается в чистом воздухе, воде и экологически
чистых сельскохозяйственных продуктах.
3) Сельскохозяйственные
продукты, необходимые человеку, нужно выращивать на плодородных
почвах.
4) В наши дни значительная
часть населения Земли проживает в городах, поэтому можно утверждать,
что современный человек не зависит от природы.
5)Современному человеку,
по-прежнему являющемуся частью природы, жизненно необходимы и
чистый воздух, и вода, и экологически чистые сельскохозяйственные
продукты.
(1)В наши дни значительная
часть населения Земли проживает в городах, и может создаться впечатление,
что современный человек не зависит от природы, но это глубокое заблуждение.
(2)Человек по-прежнему является частью природы. (3)<...> другое
живое существо, человек нуждается в незагрязнённом воздухе для дыхания,
в чистой воде для питья, в экологически чистых продуктах сельскохозяйственного
производства, для выращивания которых требуются плодородные
почвы и богатые пастбища.
|
2. Задание
2 № 387. Какое из
приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в
третьем предложении? Выпишите это слово.
Впрочем
Также
Во-первых
Как и любое
Если
3. Задание
3 № 7806. Прочитайте
фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
ГОРОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом
(1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению
в приведённом фрагменте словарной статьи.
ГО́РОД, -а, мн. -а, -ов, муж.
1. Крупный населённый
пункт, административный, торговый, промышленный и культурный
центр. Портовый г. За городом жить (в пригородной местности). За
город поехать (в пригородную местность). За городом (вне
города).
2. Центральная главная
часть этого населённого пункта в отличие от окраин и пригородов (разг.).
Из нового района приходится в магазин ездить в г.
3. В старину на Руси:
ограждённое стеной, валом поселение; крепость. Китай-г. (в
центре Москвы).
4. ед. Городская местность
в отличие от сельской, деревенской. Сельская молодёжь стремится
в г.
5. В игре в городки:
площадка, на к-рой ставятся фигуры из городков (см. городок в 3
знач.).
4. Задание
4 № 77. В одном из
приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это
слово.
(просторные) складЫ
балУясь
принЯв
цепОчка
укрепИтся
5. Задание
5 № 1218. В одном
из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное
слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову
пароним. Запишите подобранное слово.
Механическая обработка
не полностью отвердевшей формованной конструкции бывает ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ
вследствие повышенной вязкости этой конструкции.
Уже не в первый раз российская
женская сборная по баскетболу одерживает ВПЕЧАТЛЯЮЩУЮ победу над
командой соперниц.
Бойкий ЯЗЫКАСТЫЙ парень,
продававший неподалёку книги и календари, время от времени сочувственно
поглядывал на молоденькую продавщицу, у которой никак не получалось
привлечь покупателей.
Человек, искренне любящий
свою страну, не позволит, чтобы в его присутствии УНИЖАЛИ заслуги отечественных
учёных, новаторов и изобретателей.
В этом словаре отражен
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ служебных морфем русского и украинского языка.
6. Задание
6 № 1865. В одном
из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯЖЬ на спину
знаменитые ПРОФЕССОРА
в БОКУ
КРАСИВЕЙШИЙ рисунок
СМОТРЯ вперёд
7. Задание
7 № 9076. Установите
соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими
ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
A) Надев костюм в примерочной,
он подгоняется по фигуре.
|
1) ошибка в употреблении
причастного оборота
|
Б) Юноши готовились
к соревнованиям наездников, считавшихся у черкесов большим событием.
|
2) ошибка в употреблении
деепричастного оборота
|
В) Многие ребята мечтают
и стремятся к полётам в космос.
|
3) нарушение связи
подлежащего и сказуемого
|
Г) Газету «Комсомольскую
правду» выписывают и читают многие поколения читателей.
|
4) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом
|
Д) Есть люди, которые
всегда считают то, что виноваты не они, а другие.
|
5) ошибка в построении
предложения с однородными членами
|
6) нарушение в построении
предложения с несогласованным приложением
|
|
7) неправильное построение
сложноподчинённого предложения
|
Запишите в ответ
цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
8. Задание
8 № 4989. Определите
слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите
это слово, вставив пропущенную букву.
н..жнейший
эт..кетка
утр..мбовать
инт..ллектуальный
з..рница
9. Задание
9 № 52. Определите
ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..морский, пр..светлый;
видеос..емка, в..ются;
раз..грать, дез..нформировать;
бе..ценный, ра..фасовать;
н..помнить, ..тбросить.
10. Задание 10 № 4563. Выпишите слово, в котором на месте пропуска
пишется буква Е.
неразборч..вый
высме..вающий
скле..вающий
завистл..вый
окольц..вать
11. Задание
11 № 3782. Выпишите
слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
сил..щийся
беспоко..тся
та..щий
руб..щий
леч..щий
12. Задание
12 № 1348. Определите
предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
Наш спутник тоже
(не)сидел сложа руки.
Вокруг тянулись
(не)скончаемые виноградники.
Путники вышли к ещё
(не)обросшему кромкой льда берегу.
(Не)мешкая ни минуты,
ребята собрали чемоданы.
Ведь вы ни в чем (не)обвиняетесь.
13. Задание
13 № 1311. Определите
предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите эти два слова.
(И)ТАК, подытожим всё
сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд
земли.
Надо было дождаться
Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ),
как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
Николай (В)ТЕЧЕНИЕ
всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину
убрать самовар.
(В)ДАЛЕКЕ огни то скрывались
, то показывались опять, а потом вдруг исчезли, словно их КТО(ТО) накрыл
платком.
14. Задание
14 № 3037. Укажите
все цифры, на месте которых пишется НН.
Татьяна была измуче(1)а
произошедшими накануне событиями, и я не нашёл в себе сил искре(2)е
ответить на зада(3)ый ею вопрос о судьбе драгоце(4)ых камней её матери.
15. Задание
15 № 4452. Расставьте
знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую
1) На одном и том же
кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.
2) Наличие в речи не
только слов-паразитов но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует
о бедности словарного запаса.
3) Гусак разговаривал
сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна.
4) Очевидны факты изменения
животных и растений под влиянием селекции.
5) Кончился величественный
лес и ударила в глаза росистая яркость лугов.
16. Задание
16 № 5538. Расставьте
знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Вскоре в очаге (1) широко
зиявшем открытою пастью в середине юрты (2) вспыхнул огонёк (3)
зажжённой мною (4) лучины.
17. Задание
17 № 857. Расставьте
знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Здесь (1) по рассказам
очевидцев (2) когда-то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить
именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий.
18. Задание
18 № 6320. Расставьте
знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Перед тем как подойти
к дереву (1) в тени (2) которого (3) пряталась Натка (4) они, по-видимому,
о чём-то поспорили и несколько шагов прошли молча.
19. Задание
19 № 5001. Расставьте
знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Цифры укажите в порядке
возрастания.
Этот мост (1) который
(2) хотя и был сделан из дерева (3) стоял здесь так долго (4) будто был всегда.
20. Задание
20 № 1738. Какие
из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
ответов.
Цифры укажите в порядке
возрастания.
1) «Машинная письменность»
будет понятна только компьютерам.
2) Использование идеограмм
помогает преодолевать языковой барьер и способствует развитию научного
мышления.
3) Лингвисты, которые
занимаются различными вопросами идеографии, не имеют отношения к
разработке международных знаков науки.
4) Со временем буквы
традиционного письма умрут, уступив место новым символам.
5) Идеография будет понятна
любому человеку и вычислительной машине.
(1)Количество «универсальных»
символов с каждым годом растёт, ибо появляются новые научные дисциплины,
совершенствуются и вводят свою специальную символику такие науки,
как биология, психология, лингвистика. (2)Не означает ли это, что
наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному
письму?
(3)В какой-то мере —
да. (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество
не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического
письма. (5)Таким образом, наша письменность становится смешанной,
«буквенно-идеографической». (6)Например, тексты научных статей по
математике или ядерной физике написаны именно таким буквенно-идеографическим
письмом. (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
(8)Во-первых, идеограммы понятны независимо от языка (химические
формулы, математические символы), во-вторых, они не только сокращают
запись, но и помогают научному мышлению (прогресс математики обязан
главным образом введению специальной символики, созданию «языка математики»).
(9)А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому
человеку, но и компьютерам.
(10)«Информационный
взрыв» — так называют невероятно большое количество информации,
которое лавинообразно возрастает с каждым годом. (11)Со времени
Гуттенберга до наших дней вышло более 35 миллионов книг, и цифра эта явно
заниженная, так как огромное количество специальных изданий не поступает
на книжный рынок.
(12)Не удивительно,
что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по
их узкой специальности. (13)Вот почему в настоящее время единственное
спасение от этого потока информации, который к тому же ежегодно возрастает, —
создание информационно-логических машин, построенных на основе
электронно-вычислительной техники.
(14)С помощью «машинной
письменности» можно, минуя перевод с языка на язык, записывать в электронной
памяти всю необходимую информацию. (15)Система универсальной символики,
международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше
это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов.
(16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово
принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной
идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.
(17)«Машинная письменность»,
она же «универсальный код науки», она же и «всемирное письмо», будет создана.
(18)Это будет идеография, понятная любому человеку и вычислительной
машине. (19)Но из этого вовсе не следует, что исчезнет фонетическое,
буквенное письмо. (20)Ведь живая разговорная речь сохранится и будет
развиваться и совершенствоваться, по-прежнему будут творить на своём
родном языке поэты и прозаики. (21)3начит, останется и алфавит —
средство записи живого слова. (22)Правда, и здесь техника может внести
существенные коррективы: авторы сейчас записывают свои произведения
на диктофоны, любой роман может быть «наговорён», существует уже множество
электронных библиотек, состоящих из «звуковых книг». (23)Однако звучащее
слово может быть подано в различных интерпретациях (вспомните чтение
стихов в исполнении самих авторов и мастеров художественного чтения).
(24)Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера
их употребления значительно сузится. (25)Научная, специальная, техническая
литература будет записываться «средствами машинной письменности»,
а художественная — средствами привычного традиционного письма.
(26)В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом.
(По А. Кондратову*)
*Александр Михайлович
Кондратов (1937-1993) — российский лингвист, биолог, журналист
и поэт.
21. Задание
21 № 1739. Какие
из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке
возрастания.
1) 20 предложение текста
объясняет причину того, о чём говорится в предложении 19.
2) Тезис, высказанный
в 7 предложении, автор текста доказывает аргументами, содержащимися
в 8 и 9 предложениях.
3) В предложениях
12—13 представлено описание.
4) Предложения 15—16
содержат элементы повествования.
5) В предложении 5 содержится
описание.
22. Задание
22 № 1740. Из предложения
14-16 выпишите фразеологизм?
23. Задание
23 № 1747. Среди
предложений 3—9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи
только притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
24. Задание
24 № 1748. Прочитайте
фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Лингвиста А. Кондратова
беспокоят изменения, происходящие в современном языке. Этим обусловлено
появление в тексте такого тропа, как (А)_____ («буквы умрут» в предложении
26), в сочетании с таким лексическим средством, как (Б)_____ (« пиктография
», « идеограммы », « буквенно-идеографическое письмо»).
(В)_____ (в предложениях 8, 9) и (Г)_____ («примитивной» —
«современной» в предложении 16) помогают автору быть убедительным».
Список терминов:
1) термины
2) риторический вопрос
3) эмоционально-оценочные
слова
4) гипербола
5) олицетворение
6) контекстные антонимы
7) вопросно-ответная
форма изложения
8) сравнительный оборот
9) вводные слова
Запишите в ответ
цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
|
Б
|
В
|
Г
|
|
|
|
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий