Вопросы и задания к стихотворению «Поэт и Гражданин»
1.Узнайте историю создания стихотворения «Поэт и Гражданин». Почему, по-вашему, стихотворение было напечатано более крупным шрифтом и поставлено в самом начале сборника, вышедшего 19 октября 1856 г.?
2. Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении?
3. Вспомните идейные убеждения Поэта в молодости. В чем они были близки позициям Гражданина?
4. Какие призывы Чернышевского о служении искусства трудовому народу звучат в словах Гражданина? Каковы его идейные декларации? Выпишите и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
5. Кого призывает автор устами Гражданина идти «в огонь за честь отчизны»? Можно ли этот призыв считать обращенным автором к самому себе?
6. Каков символический смысл образа бури на море?
7. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Какой смысл в том, что последние слова в стихотворении принадлежат Поэту, а не Гражданину?
8. Какой оттенок приобретает образ музы в финале стихотворения?
9. Какие черты характера Поэта созвучны самокритичной оценке Некрасова?
Дополнительно:
- О чём спорят герои
стихотворения?
- Кто победил в этом
споре?.
- К какому выводу приходят и Поэт , И гражданин?
Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы».
Чернышевский писал, что Некрасов «был, прежде всего, поэтом, и мила ему была только поэтическая (а не политическая) часть его литературной деятельности». И призывая Поэта идти «в огонь за честь отчизны,// За убежденья, за любовь» и провозглашая, что «дело прочно// Когда под ним струится кровь», Гражданин (и сам Некрасов) имел в виду вовсе не революционную деятельность. «Дело» - это святое служение родине, «прочно» оно только тогда, когда под ним (в его основе) «струится» (именно струится, а не льётся) живая «кровь». Иными словами, активная, самоотверженная деятельность. Некрасов всегда восхищался подвижниками, людьми, посвятившими свою жизнь беззаветному служению отчизне, и прославлял тех, кто «проповедует любовь // Враждебным словом отрицанья» («Блажен незлобивый поэт»). Такими в его глазах были и Пушкин, и Гоголь, и, прежде всего, Белинский. Идейным центром его лирики явились произведения, в которых Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал собственное творчество.
Вопросы и задания к стихотворению «Тройка»
1. Какова композиция стихотворения «Тройка»? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух его частей?
2. Почему оба жизненных пути, предначертанных поэтом для крестьянской девушки, полны драматизма?
3. Проанализируйте ключевые слова первой и второй части. Как характер лексики помогает понять смысл стихотворения?
4. В чем первый путь напоминает судьбу Дуни из «Станционного смотрителя» Пушкина? Почему идиллия счастливого будущего для крепостной крестьянки была практически невозможна?
5. Какая жизнь, по мнению лирического «я», наиболее вероятна для нее? Каковы причины ее трагической судьбы?
6. Какой смысл придает тексту форма развернутого монолога? Какие чувства в нем звучат: сожаление, предостережение, обреченность? Подтвердите свои мысли текстом.
7. Как понять слова поэта «погрузишься ты в сон непробудный»?
8. Почему поэт считает, что обычная судьба крепостной крестьянки обещает ей лишь «бесполезно угасшую силу и ничем не согретую грудь»? Прокомментируйте эти слова.
9. Почему лирический герой сначала рисует крестьянской девушке картины ее безрадостного будущего, а потом призывает ее не глядеть «с тоской на дорогу»? Нет ли здесь противоречия?
Комментариев нет :
Отправить комментарий