10 А, 11 А- решить тест, определить проблему (ы) текста, позицию автора, придумать аргументы.
Вариант 4 А
№ 2354375
1. Задание 1 № 9176. Укажите два предложения, в которых верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Воздействие углекислого газа на организм мало
изучено, поэтому среди учёных существуют различные мнения о влиянии
этого газа на дыхание.
2) Углекислый газ, возбуждающий дыхательный
центр, не только не ядовит, но и необходим для дыхания.
3) Мнение о том, что углекислый газ ядовит, ошибочно,
так как повышение концентрации этого газа не наносит вред организму.
4) Вопреки распространённому мнению, углекислый
газ не вреден, а даже необходим для организма, так как этот газ возбуждает
дыхательный центр.
5) Несмотря на то что углекислый газ в больших количествах
ядовит, он необходим для дыхания, так как возбуждает дыхательный
центр.
(1) Бытует распространённое мнение, что углекислый
газ очень ядовит. (2)<…> даже многократное повышение концентрации
этого газа в воздухе не вызывает каких-либо неблагоприятных изменений
в организме. (3)К тому же, по утверждению учёных, углекислый газ необходим
для дыхания, так как он возбуждает дыхательный центр.
|
2. Задание 2 № 9177. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска
во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Поэтому
Однако
Поскольку
Например
Зато
3. Задание 3 № 9178. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся
значения слова ЦЕНТР. Определите, в каком значении это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую
этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЦЕНТР, -а, м.
1) Точка в геометрической фигуре, теле, обладающая
каким-н. только ей присущим свойством и обычно получаемая пересечением
линий, осей, плоскостей. Центр окружности.
2) Срединная и главная часть чего-н., ядро. Центр
региона.
3) Центральная часть города, большого населённого
пункта. Квартира в центре.
4) Место сосредоточения чего-н.; важный пункт
чего-н. Центр научной мысли.
5) Высший руководящий орган. Директивы
центра.
6) Группа нервных клеток, регулирующих какую-н.
функцию организма (спец.). Двигательные центры.
7) Главенствующее, ведущее учреждение какой-н. отрасли. Центр
управления полётом.
4. Задание 4 № 4235. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук. Выпишите это слово.
довезЁнный
вручИт
сорвалА
катАлог
донЕльзя
5. Задание 5 № 1142. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному
слову пароним. Запишите подобранное слово.
А. Н. Радищев в прозе и стихах обращается к сокровищнице
народного творчества и народного языка, поэтому его можно считать ЗАЧИНАТЕЛЕМ
того процесса, который нашёл своё завершение в произведениях А. С.
Пушкина.
Состоявшаяся международная встреча ещё раз подтвердила
ЭФФЕКТНОСТЬ работы российских дипломатов.
Новая эстетика, которая возникла в творчестве художников-авангардистов,
КОРЕННЫМ образом изменила прежние греко-римские представления о художественной
ценности искусства.
Лидер должен быть обаятельной, яркой, ЦЕЛЬНОЙ личностью.
Детские врачи рекомендуют переводить ребёнка на
ИСКУССТВЕННОЕ питание с десятимесячного возраста.
6. Задание 6 № 6298. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слово, исправив ошибку.
1) килограмм мандаринов
2) винные погреба
3) самый красивейший
4) шестеро детей
7. Задание 7 № 9059. Установите соответствие между предложениями и допущенными
в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Он был одним из тех, кто не любили говорить по
пустякам.
|
1) нарушение в построении предложения с причастным
оборотом
|
Б) Журналист беседовал с командой футболистов,
принявшим участие в чемпионате мира.
|
2) ошибка в построении предложения с однородными
членами
|
В) Переводя текст, вам понадобится словарь.
|
3) нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением
|
Г) Ряд статей о загадках природы Заполярья напечатан
в журнале «Юном натуралисте».
|
4) неправильное употребление предлога
|
Д) Сразу же по приезду из лагеря Иринка побежала
к Светке похвастаться найденным кусочком янтаря.
|
5) нарушение в построении предложения с деепричастным
оборотом
|
6) неправильное построение предложения с косвенной
речью
|
|
7) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке,
соответствующем буквам:
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
8. Задание 8 № 4560. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая
гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
м...касины
мет..орология
д..летант
зам..рла
предск..зание
9. Задание 9 № 6917. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена
одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра..чертить, и..ходящий;
пост..мпрессионизм, без..нвентарный;
пр..отворить, пр..одолеть;
пре..писание, о..гадать;
комп..ютер, с..естной.
10. Задание 10 № 814. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
перешаг..вать
претерп..вать
привередл..вый
устойч..вость
успока..ваться
11. Задание 11 № 4718. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
замеч..нный
предвид..шь
вид..мый
движ..мый
свер..вший
12. Задание 12 № 5535. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.
Путники вышли к ещё (не)обросшему кромкой льда берегу.
А молодой человек даже и деньги с него вперёд получил,
очень (не)малые деньги.
(Не)дождавшиеся ужина путешественники легли
спать.
Причиной смеха служили вовсе (не)смешные места его
импровизации, а те гримасы, которые за его спиной строил Караулов.
13. Задание 13 № 9333. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Пока дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового леса,
всё время отклоняясь (В)БОК, мы то и дело вспугивали целые выводки
уток, приютившихся здесь.
(В)ТЕЧЕНИЕ целого дня наш отряд с трудом шёл вперёд,
двигаясь (НА)ОЩУПЬ.
В лесу (ПО)ОСЕННЕМУ пахло сыростью, было холодно и
промозгло, и мы, ЧТО(БЫ) согреться, развели костёр.
(ПО)СРЕДИ комнаты стоял огромный дубовый стол, а ТАК(ЖЕ)
крепкие, под стать столу, тяжёлые стулья.
Маруся долго не могла понять, (ПО)ЧЕМУ никто вот так
прямо, (С)ХОДУ не может дать ответ на мучивший её вопрос.
14. Задание 14 № 2998. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
По приказу капитана все награбле(1)ое пиратами
добро было немедле(2)о разложе(3)о на большом деревя(4)ом столе.
15. Задание 15 № 6318. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений,
в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Анна держала в руках вязанье но не вязала а смотрела
на гостя странным и недружелюбным взглядом.
2) Аркадий Павлыч налил себе рюмку красного вина поднес
её к губам и вдруг нахмурился.
3) На столе и на подоконнике лежали две раскрытые
книги несколько исписанных тетрадных листов чертежи различных размеров.
4) Всякую попытку заговорить с ним он обрывал или
желчной любезностью или дерзостью.
5) В парке вороны перелетают с одного дерева на
другое и собирают с земли крошки чёрного хлеба.
16. Задание 16 № 895. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший
усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными
постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного
дома.
17. Задание 17 № 135. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Книга была (1) по его словам (2) единственным украшением
одиноких вечеров... О приближающемся приезде гостей все поняли
(3) по словам (4) и действиям хозяина.
18. Задание 18 № 4883. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Вчера вечером (1) простился я со своим спутником
(2) добросердечия (3) которого (4) не забуду никогда.
19. Задание 19 № 1660. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить
всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.
20. Задание 20 № 6362. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Можно рисовать где угодно и чем угодно: истинное
творчество способно проявить себя в любых условиях.
2) Находясь в местах лишения свободы, человек невольно
начинает испытывать тягу к самообразованию, к научному постижению
окружающей реальности.
3) Творчество может дать человеку ощущение внутренней
свободы, даже если тот в реальности лишён её.
4) Не так важно, что именно изображает художник:
нечто вымышленное или реальность: гораздо важнее, чтобы душа и сердце,
выплеснутые на бумагу, давали ощущение свободы.
5) Все, кто находятся в местах лишения свободы начинают
рисовать.
(1)Художественное творчество, с моей точки зрения,
не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной
соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие
тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.
(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья
Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после
чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в
Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали.
(5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.
(6) Вот что она пишет маме:
(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе... (8)Я начала
рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не
было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже
мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое,
которое
неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И
единственное, что я могла придумать, это — рисовать...»
(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю
своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых
воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего
ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда
подкрашивала акварелью.
(14) И эти незамысловатые, но такие подробные,
правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой.
(15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в
60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной
«Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые
появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько
сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто
благородной женщине выжить.
(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников
также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы
непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни,
которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал
какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким
пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал
в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую
жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его
внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере.
(24)Он выжил благодаря творчеству.
(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов,
современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный
вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал
цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки
три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.
(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова,
по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины,
написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.
(28) Как видите, можно изображать реальность, а
можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь
из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает
тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому
роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь:
творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно,
искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда
готово бескорыстно помочь ему.
(по Л.А. Тишкову*)
*Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский
художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.
21. Задание 21 № 6363. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите
номера ответов в порядке возрастания.
1) В предложении 31 содержится вывод из предложения
30
2) Предложение 12 указывает на следствие того, о
чём говорится в предложениях 7—11.
3) В предложениях 28—32 представлено рассуждение.
4) Предложение 26 раскрывает содержание высказывания
в предложении 25.
5) В предложениях 4—5 представлено рассуждение.
22. Задание 22 № 6364. Из предложения 27 выпишите антонимы, обозначающие признак.
23. Задание 23 № 6371. Среди предложений 1—11 найдите такое, которое соединяется
с предыдущим при помощи союза и однокоренного слова.
24. Задание 24 № 6372. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,
пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру
термина из списка.
«Л. Тишков, просто, кратко, но ярко и выразительно
рассказывает нам истории известных людей. В лексике текста довольно
часто встречаются (А)_____ («не было» в предложении 9, «прошлое» в предложении
10, «можно изображать» в предложении 28), а также такой троп, как (Б)_____
(«тяжёлые испытания» в предложении 2, «серебряным штрихом» и «загадочную
жизнь» в предложении 22, «искреннее и правдивое» [творчество] в предложении
32). Свои мысли и эмоции автору помогают раскрыть синтаксические
средства выразительности: (В)_____ (предложения 5, 13, 14, 29, 31, 32)
и (Г)_____ (предложения 1, 27, 28)».
Список терминов:
1) вводные слова и предложения
2) эпитеты
3) парцелляция
4) восклицательные предложения
5) антонимы
6) синекдоха
7) ряды однородных членов предложения
8) анафора
9) лексические повторы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке,
соответствующем буквам:
A
|
Б
|
В
|
Г
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий