8 апреля
Урок 1.
Урок 1.
- Учебник стр.236-237 (чтение и ответы на вопросы № 1,2,3 стр.270).
- Просмотреть видео-урок, ответить на вопросы –задания карточки на блоге, проанализировать,
- https://resh.edu.ru/subject/lesson/5810/main/35433/.
- Дополнительная информация: Составление тезисных записей: «Сюжет, композиция, жанр романа “Преступление и наказание”» , можно оформить ввиде таблицы или схемы.
- По словам автора романа, в его произведении есть намёк на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам требует этого наказания. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека — представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа «Преступление и наказание», по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность. Давайте же убедимся в этом.
- «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности»,— так определял свой творческий метод сам писатель. Действительно, эпитет фантастический в том значении, в котором его употреблял Ф. М. Достоевский, достаточно чётко характеризует отличие его прозы от критического реализма Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. В причудливых сплетениях являются у Достоевского такие начала, как комическое и трагическое, сентиментальное и ужасное, натуралистически бытовое и мистическое. Фантастично и само построение сюжета «Преступления и наказания». Если в обычном детективе весь интерес повествования заключён в разгадке тайны преступления, то «Преступление и наказание» представляет собой некий антидетектив, где преступник известен читателям с самого начала. В его тайну проникают также один за другим чуть ли не все герои романа, включая и самого следователя Порфирия Петровича. Однако при этом все посвящённые, видя невыносимость нравственных мучений Раскольникова, сочувственно расположены к нему и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинною. Художественное время романа также не поддаётся обычному измерению. С одной стороны, оно необычайно насыщено событиями, а с другой — иногда вообще перестаёт ощущаться, «гаснет в уме» героев. Трудно поверить, что всё сложное действие романа вмещается в рамки двух недель. Ритм времени то замедляется, то бешено ускоряется. В течение одного дня часто свершается столько событий в жизни героя, сколько реальному человеку достало бы на целую жизнь. Вместе с тем романное действие часто прерывается длинными внутренними монологами и развёрнутыми описаниями душевного состояния героев. Весь роман строится, как бесконечный, принципиально незавершимый диалог равноправных голосов, одинаково убедительно аргументирующих каждый свою позицию. Авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохранятся свобода с ним не соглашаться. Ф. М. Достоевский замыслил повесть «Преступление и наказание» как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал — добра и зла — в сердце человеческом, Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжёг уже почти завершённую повесть и взялся за роман.
Жанр романа - • Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» заключается в том, что этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе жанрам. • Роман: социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный.
- • «Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов.
- • В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всём его протяжении мы напряжённо следим за каждым движением воспалённой мысли Раскольникова, за блужданиями его одинокой души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.
- Ф. Достоевский: «Это — психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты… «Она никуда не годна», «для чего она живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д.— эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить её, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейс тва — притязаний, грозящих ей гибелью,— докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление»… Ему — совершенно случайным образом — удаётся совершить своё преступление и скоро, и удачно… Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести… Налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на самых неразвитых людях… Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль. "
- Читать роман.
Комментариев нет :
Отправить комментарий