8 апреля
Урок 2.
Сдать:
Урок 2.
Сдать:
- 11.04.до 14.00
- Отправка фото-файла на эл. почту: v4ljuscha@yandex.ru
- Дополнительная информация:
- — Романы Ф. М. Достоевского называют социально-философскими. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжёлые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несёт с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь.
- Этой мучительной темой пронизан и роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа — люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников — бывший студент (так он сам отвечает в полиции на вопрос о том, кто он). Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Бывшим чиновником, «ровно пять суток тому назад» окончательно и безвозвратно сорвавшимся, входит в роман Мармеладов. Его дочь Соня — бывшая барышня. Малыши Катерины Ивановны, которых нищета выгнала просить милостыню на улицу,— бывшие дворянские дети. Свидригайлов появляется в романе как бывший помещик (хотя некогда «хозяин порядочный»). Он бесповоротно расстался со своим ещё недавно благополучным прошлым и рассказывает о нём Раскольникову с каким-то насмешливым удивлением, словно о другой жизни. Ф. М. Достоевский в своём творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорблённых людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблён страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман «Преступление и наказание». В нём отражён отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Ф. М. Достоевским и полны глубокого смысла. Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей идеи ассоциировались с расколом — определённой стороной самосознания русских людей. Раскол (старообрядство, староверие) — течение, возникшее в середине XVII в. в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников «раскалывает» породившую его мать — землю, «раскалывает родину», а если принять во внимание отчество [Романович] и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых - Раскольников: «Раскол» — раздвоение — с одной стороны страстная любовь к людям, с другой — полное безразличие к своим интересам
- София: Смиренность, мудрость. Соня Мармеладова — смиренно несёт крест, выпавший на её долю, и верит в победу добра и справедливости
- Лебезятников: Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублёвкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина
- Авдотья Романовна :(сестра Раскольникова)
Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя - Разумихин: Рассудительный. Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным»
- Лизавета Ивановна: Значение имени «Елисавета» — почитающая Бога
- Семья Мармеладова. Семья Раскольникова.
- Учебник стр.246-249 (записать тезисы),
- Карточки-задания см.блог ч.1 гл.1-5, ч.2 гл.5,7, ч.3. гл.1
- «Семья Мармеладовых» (с комментированным чтением эпизодов романа, составлением опорного конспекта и обобщением учителя)
- 1) Беседа • Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову? • Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа. • Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по жёлтому билету?
- 2) Комментированное чтение эпизода «На квартире Мармеладова»: «портреты жены, детей»; «описание комнаты»; «жильцы дома» • Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова. • С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых? • Какие художественные приёмы использует писатель в этих эпизодах? • Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнаёт о её внешности и о прошлом? • На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова? • Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребёнок, но жертвует собой, помогая детям? • Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны? • Какие уроки даёт нам Мармеладов и его семья?
- !!! Написать: «Мотивы «тупика» в романе «Преступление и наказание» на примере семьи Мармеладовых» ( можно в виде схемы, таблицы)
- «Семья Раскольниковых»
- • Почему о Раскольниковых читатель узнаёт не сразу, а из письма? • Каковы отношения между членами семьи? • Что мы узнаём о матери Раскольникова? • Каковы судьба Авдотьи Романовны, её испытания в доме Свидригайлова? • Как характеризует Дунечку её согласие на брак с Лужиным.
- !!! Написать: Какие взаимоотношения наблюдаются в семье Раскольникова?.
Комментариев нет :
Отправить комментарий