суббота, 11 апреля 2020 г.

11 а литература

 13 апреля - понедельник

Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый». Обзорное изучение.
Образ Петра в романе «Петр Первый».
16.04. до 17.00     Отправка фото-файла на эл. почту  v4ljuscha@yandex.ru
Посмотреть презентацию, сделать краткие записи.

Прочитать эпизоды, дать характеристику Петру Первому( письменно, очень коротко) , используйте материал, данный  ниже. ( Не надо анализировать письменно каждый эпизод).
 Первое упоминание его имени читатель встречает в разговоре двух холопов – Ивашки Бровкина и Цыгана, обсуждающих волнующий вопрос: кому быть царем в случае кончины царя Федора.
   Книга 1, гл.2 


Первый раз мы видим Петра в водовороте стрелецкой расправы со сторонниками Нарышкиных ( откуда сам Петр)
 Перед нами испуганный мальчик в узком кафтанчике.
  Кн.1, гл1, ч. 19
Маленький Петр остро воспринимает расправу с близкими матери, и через всю жизнь пронесет он неприязнь к боярам, и еще долгое время его природная пытливость будет омрачаться мыслью, что он царь гонимый, что ему постоянно угрожает опасность со стороны Софьи и ее сторонников Милославских. Повлияла ли эта постоянная тревога на неуравновешенность характера Петра?
 Подростка Петра характеризует стремление к познанию окружающей жизни? Где и в чем? Автор обстоятельно повествует о потешных играх царя, о его неистощимой любознательности, о рано проявившейся независимости характера.
 Кн.1, гл. 1, ч.2,3,7,11
 Постепенно в Петре пробуждается сильный, волевой, властный характер. Он весь – отрицание старого. Его внешний вид и поведение противопоставлены старому стилю царского обихода. Докажите.
 Кн.1, ч. 11, гл.4.
Хмурая Москва и чистенький аккуратный Кукуй. Однообразная жизнь Преображенского и увлекательные развлечения у Лефорта, глупая Евдокия и прелестная Анхен, - таковы контрасты, которые влияют на воображение юного Петра и формируют его волю, мысли и чувства.
 Формирование личности Петра завершается драматическими событиями, связанными с борьбой Софьи за престол. Пережитый им позор бегства из Преображенского, завершает юношеский период жизни.
 Кн.1, гл. 5, ч.15,
С этого времени молодой царь становится действенным правителем государства. Смерть царицы Натальи Кирилловны (матери Петра) отмечает в романе эту веху.
 Кн.1, гл 5,ч.17.
 Государственный талант Петра проявился во всей силе, когда он приступил к осуществлению первых задач национального развития страны: созданию флота и армии, к борьбе за выходы к морям.
 Сначала внимание Петра, как и его предшественников, было обращено на охрану южных границ. Он затевает Азовский поход, который приносит много бедствий. Русские полностью разбиты, но терпит поражение не Петр, а весь домостроевский уклад России. Так ли это?
 Петра же это не смущает. Переживая глубоко свое бессилие, он тут же  составляет новые планы и пишет князю Ромодановскому: «Азов должен быть взят».
Кн.1, гл. 6, конец, с .
 Мужает Петр, закаляется его характер, шире становится кругозор. Враги смеялись над поражением русских при Азове, но русские учились на ошибках и добивались победы. Флот построен, Азов сдался.
За границей, куда Петр едет учиться чужеземному опыту, раскрывается во всей мощи широта его натуры, жадность к знаниям, стремление перенять все лучшее для России.
Кн.1,гл.7,ч.9.10,11.
 Он едет под видом простого моряка. К Европе Петр относится насмешливо. Его привлекает другая Европа – трудовая, деятельность простых людей: голландцы-рыбаки, плотники, кузнецы. Культуру их труда стремится перенять Петр 1. Толстой подчеркивает главное в его делах – созидательное начало.
Пока Петр приглядывается к новому, старое шипит, подымает голову. Последним кровавым актом, исторической драмой, начавшейся еще при мальчике Петре, был мятеж стрельцов и расправа с ними – ужасная и беспощадная.
 Кн.1, гл.7. ч. 21

Комментариев нет :

Отправить комментарий