13 апреля - понедельник
Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый». Обзорное изучение.
Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый». Обзорное изучение.
Образ Петра в
романе «Петр Первый».
Посмотреть
презентацию, сделать краткие записи.
Прочитать
эпизоды, дать характеристику Петру
Первому( письменно, очень коротко) , используйте материал, данный ниже. ( Не надо анализировать письменно каждый эпизод).
Первое
упоминание его имени читатель встречает
в разговоре двух холопов – Ивашки
Бровкина и Цыгана, обсуждающих волнующий
вопрос: кому быть царем в случае кончины
царя Федора.
Книга 1, гл.2 Первый раз мы видим Петра в водовороте стрелецкой расправы со сторонниками Нарышкиных ( откуда сам Петр)
Перед нами испуганный мальчик в узком кафтанчике.
Кн.1, гл1, ч. 19
Маленький Петр остро воспринимает расправу с близкими матери, и через всю жизнь пронесет он неприязнь к боярам, и еще долгое время его природная пытливость будет омрачаться мыслью, что он царь гонимый, что ему постоянно угрожает опасность со стороны Софьи и ее сторонников Милославских. Повлияла ли эта постоянная тревога на неуравновешенность характера Петра?
Подростка Петра характеризует стремление к познанию окружающей жизни? Где и в чем? Автор обстоятельно повествует о потешных играх царя, о его неистощимой любознательности, о рано проявившейся независимости характера.
Кн.1, гл. 1, ч.2,3,7,11
Постепенно в Петре пробуждается сильный, волевой, властный характер. Он весь – отрицание старого. Его внешний вид и поведение противопоставлены старому стилю царского обихода. Докажите.
Кн.1, ч. 11, гл.4.
Хмурая Москва и чистенький аккуратный Кукуй. Однообразная жизнь Преображенского и увлекательные развлечения у Лефорта, глупая Евдокия и прелестная Анхен, - таковы контрасты, которые влияют на воображение юного Петра и формируют его волю, мысли и чувства.
Формирование личности Петра завершается драматическими событиями, связанными с борьбой Софьи за престол. Пережитый им позор бегства из Преображенского, завершает юношеский период жизни.
Кн.1, гл. 5, ч.15,
С этого времени молодой царь становится действенным правителем государства. Смерть царицы Натальи Кирилловны (матери Петра) отмечает в романе эту веху.
Кн.1, гл 5,ч.17.
Государственный талант Петра проявился во всей силе, когда он приступил к осуществлению первых задач национального развития страны: созданию флота и армии, к борьбе за выходы к морям.
Сначала внимание Петра, как и его предшественников, было обращено на охрану южных границ. Он затевает Азовский поход, который приносит много бедствий. Русские полностью разбиты, но терпит поражение не Петр, а весь домостроевский уклад России. Так ли это?
Петра же это не смущает. Переживая глубоко свое бессилие, он тут же составляет новые планы и пишет князю Ромодановскому: «Азов должен быть взят».
Кн.1, гл. 6, конец, с .
Мужает Петр, закаляется его характер, шире становится кругозор. Враги смеялись над поражением русских при Азове, но русские учились на ошибках и добивались победы. Флот построен, Азов сдался.
За границей, куда Петр едет учиться чужеземному опыту, раскрывается во всей мощи широта его натуры, жадность к знаниям, стремление перенять все лучшее для России.
Кн.1,гл.7,ч.9.10,11.
Он едет под видом простого моряка. К Европе Петр относится насмешливо. Его привлекает другая Европа – трудовая, деятельность простых людей: голландцы-рыбаки, плотники, кузнецы. Культуру их труда стремится перенять Петр 1. Толстой подчеркивает главное в его делах – созидательное начало.
Пока Петр приглядывается к новому, старое шипит, подымает голову. Последним кровавым актом, исторической драмой, начавшейся еще при мальчике Петре, был мятеж стрельцов и расправа с ними – ужасная и беспощадная.
Кн.1, гл.7. ч. 21
Комментариев нет :
Отправить комментарий