понедельник, 13 апреля 2020 г.

11 а литература

14 апреля- вторник
 А. Т. Твардовский.  
Посмотреть видео - урок  https://www.youtube.com/watch?v=N5oqcIRFmss
Доверительность и теплота лирической интонации поэта«Тема «малой родины» в поэзии Твардовского»: «Братья», «За тысячу верст…», «О Родине» 

Лирический цикл «Памяти матери»: «Матери» («И первый шум листвы еще неполной…»), «Прощаемся мы с матерями…», «В краю, куда их вывезли гуртом…», «Как не спеша садовники орудуют…», «Ты куда эту песню…». 
 Лирический цикл стихов А. Твардовского “Памяти матери” является непосредственным


откликом на смерть горячо любимой матери, умершей 23 марта 1965-го года (он напечатан в сентябре того же года в “Новом мире” вместе с другими стихотворениями. Все они объединены названием “Из лирики этих лет”). Но тема цикла и шире, и глубже лежащей на поверхности. Смерть матери заставила поэта обратиться памятью к самым тяжким испытаниям, выпавшим на её долю. Таким испытанием стало раскулачивание, выселение из родных мест, жизнь на немилой чужбине, возвращение на Смоленщину, но не в родные края, к тому времени разорённые. Незаживаемая и до смерти не заживлённая рана самого поэта (в его партийной учётной карточке так и написано было - “сын кулака”), переживания матери и трагедия крестьянства, подвергшегося насильственной коллективизации, слились воедино в цикле, главной героиней которого стала мать.
Письменный ответ на задания ( см. ниже).
 «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Ее до слез трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с далеких деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.».
А. Т. Твардовский. Автобиография, 1965


1.Как воспоминания поэта о матери перекликаются с ее воспоминаниями о жизни и быте переселенцев в эпоху коллективизации? Что более всего угнетало и мучило впечатлительную, «не без сентиментальности», крестьянскую женщину в северном спецлагере для раскулаченных?
2.Обратите внимание на лексико-интонационный строй стихотворения. Как соотносятся в нем авторские интонации и речь матери, ее скорбно-сдержанные жалобы («уж больно было», «ни даже тебе», «так-сяк», «и хоть бы — а то»)? Как в стихотворении развивается тема трагической судьбы крестьянства, оторванного от родных корней волей «отца народов»?
3. Вдумайтесь в смысл строк заключительной строфы стихотворения:
И не в обиде.
И не все ль равно,
Какою метой вечность сверху мечена.

Что общего между этими размышлениями о вечности и проблематикой рассмотренного выше стихотворения «Дробится рваный цоколь монумента...» ( найти и прочитать, сделать анализ-стих.- устно)? Как связаны между собою память нации и память рода, семьи? Что для автора является наиболее надежным критерием в оценке событий прошлого?

Комментариев нет :

Отправить комментарий